Текст Анатолия Сорокина
Был такой «иерой» Рауль Валленберг, подданный королька Густафа №5.
Спасал он венгерских евреев от нацистских преступлений якобы по доброте душевной из высоких гуманистических идеалов. Есть правда и другая точка зрения на этот вопрос: он от этого лично поимел в материальном плане как от спасаемых (или их небедных родичей), так и от тех, от кого он евреев спасал: дни третьего рейха были уже сочтены и нацисты средней руки в чинах от майорских до генеральских искали себе способ смыться и/или избежать возмездия. Ради этого отпустить сколько-то унтерменшей и/или прикинуться ими для экстракшона и релокации в Испанию, Аргентину или куда ещё - невелика цена. Но речь сейчас не об этом. Перечислим ряд фактов и сложившихся практик.
1. Р. Валленберг обладал дипломатическим статусом на территории хортистской и позже салашистской Венгрии. Однако для СССР он НЕ являлся лицом с дипломатическим иммунитетом никоим образом.
2. Сложившаяся дипломатическая практика предписывает правительству воюющей страны приказать дипломатам третьих стран покинуть зону боевых действий ради их безопасности, кроме сотрудников военного атташата, которые могут там присутствовать по роду своей деятельности, и то, если разрешат. Р. Валленберг таковым не являлся, соответственно его действия противоречили дипломатическим практикам.
3.Р. Валленберг попытался войти в контакт с советским командующим, не обладая официальной поддержкой своей страны, доведённой до сведения НКИД СССР, что такой-то субъект является полномочным представителем Королевства Швеция и мы, королёк Густаф №5, просим наркоминдел Молотова В. М. довести до советских военных необходимость обращения с ним соответствующим образом.
Что сделает советский командующий, когда без предупреждения к нему заявится подобный кекс? Правильно, препроводит его к военной контрразведке, а у СМЕРШа сразу же возникнут подозрения в покушении на шпионаж и к склонению советских военных к совершению противоправных действий. Заметим, что только это уже является для советской юстиции преступлением. Далее этапирование в Москву, где дознанием выясняется круг знакомств этого персонажа, куда входят достаточно высокопоставленные нацисты и возможная связь с разведками наших пока ещё совоюйников - амеров и бритов. Тут им явно занялись по серьёзному, причём вспоминаем: никаких прав иностранцам и апатридам Конституция СССР 1936 года не даёт. Скопытился ли он в тюрьме сам или был казнён, неважно, с точки зрения советского правосудия это была в любом случае смерть преступника Валленберга, которому не нужен был судебный процесс. То, что их устраивали для германских и прочих военных преступников, говорит только в пользу советской юстиции, ибо делать это в тогдашней правоприменительной практике было вовсе не обязательно. Попутно заметим, что для изменников Родины и пособников нацистов из числа граждан СССР судебный процесс был обязателен, ибо право на справедливое рассмотрение их деяний было гарантировано Конституцией. Его нарушение советская юстиция сама рассматривала как преступление против государственного уклада.
Но вернёмся к шведам. Пока был жив И. В. Сталин, они молчали в тряпочку. После стали гавкать, видимо судьба Валленберга и семерых с «Бенгта Стуре» болезненно поджигала им пятую точку. А всё было по делу и по справедливости: какого чёрта ваше гр...ное королевство политических проституток явно (разрешение транзита вермахта через его территорию
и функционирования вербовочных пунктов СС) и неявно (торговля продукцией военного и двойного назначения или её контрабанда, противоречащие объявленному нейтралитету) поддерживало третий рейх в самых отвратительных преступлениях на территории СССР?
Боль от времён государей-императоров Петра Алексеевича и Александра Павловича, желание урвать свой кусочек обратно после победы нацистов? Обломались, да ещё и дёшево отделались, однако...