Добрый день!Извините за назойливость. Странно, но в этой статье как раз он упоминается. Обращались в Подольский архив, там имеется только запись ПВБ(Погиб в воздушном бою) 09,01,43, те же данные имеются на сайте с указанием личного состава 236 иап. 09.01.1943 г. Удар по аэродрому Сальск В ночь на 09.01.1943 г. командованию 8-й ВА стало известно о сосредоточении на полевом аэродроме в районе Сальска большого количества немецкой транспортной авиации, которая доставляет окруженной группировке Паулюса продукты, боеприпасы и горючее, а обратным рейсом вывозит штабы и командный состав. Было решено нанести штурмовой удар по аэродрому. Но предварительно для уточнения этих данных была направлена пара разведчиков в составе капитана А.Е.Шварева и его ведомого лейтенанта Н . В . Давыдова ( 236 иап , 201 иад, 2 сак). Разведчики обнаружили на аэродроме до 170 самолетов, автомашины, автобусы, зенитные орудия и различную технику, разбросанные на огромном степном поле. С воздуха аэродром охранялся несколькими патрульными звеньями Bf-109. На земле по периметру аэродрома заняли огневые позиции десятки зенитных батарей. Штурмовой удар по аэродрому наносили Ил-2 214 шад (2 сак) в сопровождении истребителей 201 иад. Сначала они летели не прямо на Сальск, а значительно левее и прошли немного дальше, чтобы нанести удар с тыла. Штурмовики шли на высоте 1,2 тыс. м, а истребители - на 1,5 - 2 тыс. м. Первую группу штурмовиков вел капитан И.П.Бахтин. Противник никак не ожидал налета штурмовиков на аэродром, тем более с южного направления. Поэтому советские летчики в начале атаки не встретили сопротивления вражеских истребителей. Но зенитчики противника уже на боевом курсе штурмовиков создали мощный огневой заслон. Однако штурмовики все же обрушили свой смертоносный груз на аэродром противника. Истребители, прикрывая действия "Илов", одновременно штурмовали зенитные установки. В этот момент в машину лейтенанта Давыдова попал снаряд. Истребитель взорвался. Его обломки, объятые пламенем, угодили в гущу "Юнкерсов". На аэродроме советские летчики уничтожили 30 самолетов, 27 автомашин, 2 склада боеприпасов противника. Немцы потеряли свыше 100 человек летного и технического состава. При отходе от аэродрома Шварев увидел 16 Bf-109 в составе двух групп, ринувшихся на штурмовики. Шварев дал приказ ведущим пар о прикрытии штурмовиков и сам с первой атаки сбил Bf-109. В ходе этого сложного и тяжелого боя противник потерял 7 Bf-109. Командир эскадрильи капитан А.Е.Шварев сбил два, ст. лейтенант И.И.Нагорных, ст. лейтенант С.Л.Белоусов, лейтенант М.С.Липин, старшина В.П.Тихонов - по одному вражескому самолету. В результате последующих успешных штурмовых ударов по вражескому аэродрому в районе Сальска было уничтожено 74 самолета Ju-52, 62 автомашины, 35 бензозаправщиков, 8 складов с боеприпасами, сбито 3 Bf-109. Но и советские летчики понесли потери. Два самолета Ил-2, подбитых зенитной артиллерией, не долетели до линии фронта и вынуждены были сесть на территории противника. Экипаж старшего лейтенанта Карпова сжег свой самолет и возвратился в часть 17.01.43 г., а судьба летчика сержанта Далобаридзе (или Дольберидзе) неизвестна. Истребители сопровождения потеряли двух летчиков - лейтенанта Н.В.Давыдова и младшего лейтенанта В.Ф.Кочеткова. Капитан А.Е.Шварев, старший лейтенант И.И.Нагорных и младший лейтенант М.В.Удалов получили тяжелые ранения. Источники информации: 1. Бойков П.М. На главных направлениях. - М.: Воениздат, 1984.
1. Растренин специально изучал этот материал, поднимаю документы полков и более высокие - дивизий и корпусов (там иногда корректировали отчеты). Поэтому вероятность ошибок у него минимальная. Собственно по налету на Сальск у него вышла статья в 5-м выпуске "Мифов отечественной авиации" (тут - предельно краткая выжимка по мотивам). 2. В приведенной Вами книге же, похоже, спутаны два налета - на Сальск и спустя два часа на Зимовники. Истребители 236-го в обоих обеспечивали сопровождение штурмовиков. Вот ссылка на мемуар А.Шварева, сбитого во втором случае: http://iremember.ru/letchiki-istrebiteli/shvarev-aleksandr-efimovich/stranitsa-5.html
PS. Кстати, про упомянутого в вашей ссылке Далобаридзе, "судьба которого не известна", на самом деле еще раньше (до 1984 г.) вышла документальная книжка о его (и его напарника по несчастьям) приключениях после того, как их сбили над Сальском. Есть в сети, кажется, серия "Военные приключения". Найдете - не пожалеете.
Про этот бой есть повесть лётчика 622 полка, Гофмана. Мой дед, Светлишнев Андрей Михайлович был в этом бою стрелком-радистом. Он мне много что рассказывал. У Карлова была одноместная машина, так что экипаж сжёг самолёт не корректно. Делаберидзе попал в плен, три раза пытался бежать, освобождён из плена осенью 43го. После этого перегонял машины с заводов на фронт, во встречах однополчан почти не участвовал, из тех, кто был в том налёте до победы дожило трое или четверо всего. А на вылет ходило всего 7 машин по тому, что это все что к тому моменту осталось от полка, его второго состава с августа 42го.
> А на вылет ходило всего 7 машин по тому, что это все что к тому моменту осталось от полка
По плану там должно было вылететь больше штурмовиков (11 кажется), просто погода испортилась, и решили взять только самых опытных. Вообще там лучше смотреть статью самого Растренина, так как старался ее не дублировать.
>Делаберидзе попал в плен, три раза пытался бежать, освобождён из плена осенью 43го. После этого перегонял машины с заводов на фронт
Долаберидзе c апреля 1944 г. воевал в 807-м штурмовом полку. Кажется сделал еще 90 боевых вылетов.
09.01.1943 г. Удар по аэродрому Сальск
В ночь на 09.01.1943 г. командованию 8-й ВА стало известно о сосредоточении на полевом аэродроме в районе Сальска большого количества немецкой транспортной авиации, которая доставляет окруженной группировке Паулюса продукты, боеприпасы и горючее, а обратным рейсом вывозит штабы и командный состав. Было решено нанести штурмовой удар по аэродрому. Но предварительно для уточнения этих данных была направлена пара разведчиков в составе капитана А.Е.Шварева и его ведомого лейтенанта Н . В . Давыдова ( 236 иап , 201 иад, 2 сак). Разведчики обнаружили на аэродроме до 170 самолетов, автомашины, автобусы, зенитные орудия и различную технику, разбросанные на огромном степном поле. С воздуха аэродром охранялся несколькими патрульными звеньями Bf-109. На земле по периметру аэродрома заняли огневые позиции десятки зенитных батарей.
Штурмовой удар по аэродрому наносили Ил-2 214 шад (2 сак) в сопровождении истребителей 201 иад. Сначала они летели не прямо на Сальск, а значительно левее и прошли немного дальше, чтобы нанести удар с тыла. Штурмовики шли на высоте 1,2 тыс. м, а истребители - на 1,5 - 2 тыс. м. Первую группу штурмовиков вел капитан И.П.Бахтин.
Противник никак не ожидал налета штурмовиков на аэродром, тем более с южного направления. Поэтому советские летчики в начале атаки не встретили сопротивления вражеских истребителей. Но зенитчики противника уже на боевом курсе штурмовиков создали мощный огневой заслон. Однако штурмовики все же обрушили свой смертоносный груз на аэродром противника. Истребители, прикрывая действия "Илов", одновременно штурмовали зенитные установки.
В этот момент в машину лейтенанта Давыдова попал снаряд. Истребитель взорвался. Его обломки, объятые пламенем, угодили в гущу "Юнкерсов".
На аэродроме советские летчики уничтожили 30 самолетов, 27 автомашин, 2 склада боеприпасов противника. Немцы потеряли свыше 100 человек летного и технического состава.
При отходе от аэродрома Шварев увидел 16 Bf-109 в составе двух групп, ринувшихся на штурмовики. Шварев дал приказ ведущим пар о прикрытии штурмовиков и сам с первой атаки сбил Bf-109.
В ходе этого сложного и тяжелого боя противник потерял 7 Bf-109. Командир эскадрильи капитан А.Е.Шварев сбил два, ст. лейтенант И.И.Нагорных, ст. лейтенант С.Л.Белоусов, лейтенант М.С.Липин, старшина В.П.Тихонов - по одному вражескому самолету.
В результате последующих успешных штурмовых ударов по вражескому аэродрому в районе Сальска было уничтожено 74 самолета Ju-52, 62 автомашины, 35 бензозаправщиков, 8 складов с боеприпасами, сбито 3 Bf-109.
Но и советские летчики понесли потери. Два самолета Ил-2, подбитых зенитной артиллерией, не долетели до линии фронта и вынуждены были сесть на территории противника. Экипаж старшего лейтенанта Карпова сжег свой самолет и возвратился в часть 17.01.43 г., а судьба летчика сержанта Далобаридзе (или Дольберидзе) неизвестна. Истребители сопровождения потеряли двух летчиков - лейтенанта Н.В.Давыдова и младшего лейтенанта В.Ф.Кочеткова. Капитан А.Е.Шварев, старший лейтенант И.И.Нагорных и младший лейтенант М.В.Удалов получили тяжелые ранения.
Источники информации:
1. Бойков П.М. На главных направлениях. - М.: Воениздат, 1984.
Reply
2. В приведенной Вами книге же, похоже, спутаны два налета - на Сальск и спустя два часа на Зимовники. Истребители 236-го в обоих обеспечивали сопровождение штурмовиков.
Вот ссылка на мемуар А.Шварева, сбитого во втором случае:
http://iremember.ru/letchiki-istrebiteli/shvarev-aleksandr-efimovich/stranitsa-5.html
PS. Кстати, про упомянутого в вашей ссылке Далобаридзе, "судьба которого не известна", на самом деле еще раньше (до 1984 г.) вышла документальная книжка о его (и его напарника по несчастьям) приключениях после того, как их сбили над Сальском. Есть в сети, кажется, серия "Военные приключения". Найдете - не пожалеете.
Всего хорошего!
Reply
Reply
По плану там должно было вылететь больше штурмовиков (11 кажется), просто погода испортилась, и решили взять только самых опытных. Вообще там лучше смотреть статью самого Растренина, так как старался ее не дублировать.
>Делаберидзе попал в плен, три раза пытался бежать, освобождён из плена осенью 43го. После этого перегонял машины с заводов на фронт
Долаберидзе c апреля 1944 г. воевал в 807-м штурмовом полку. Кажется сделал еще 90 боевых вылетов.
Reply
Leave a comment