Налет на Сальск или нокдаун "воздушного моста"

Mar 25, 2013 20:21

На очередном заседании клуба любителей авиации в Музее Жуковского с небольшим заявлением выступил известный историк Олег Растренин.
Побудительным поводом для выступления стал выход книг, посвященных оценкам действий нашей авиации во время Второй мировой войны, включая штурмовой. В одной из таких книжек Растренин с удивлением прочитал, что в известном налете 9 января 1943 г. на немецкий аэродром у г.Сальска, вошедший во многие учебники по действиям боевой авиации, немцы потерь не понесли!  Причем в книге была ссылка на самого Растренина! Этот эпизод упоминается в ряде популярных книг, посвященных сражениям в воздухе на Восточном фронте. Например, в известной книге Франца Куравского "Черный крест и Красная звезда. Воздушная война над Россией. 1941-1944 г." события трактуются так:

"Он [налет] состоялся 9 января 1943 г. Налетом, в котором участвовало 7 Ил-2, руководил капитан И.П.Бахтин. Их сопровождала эскадрилья Як-1, летевшие на высоте верхушек деревьев. Они незамеченными прошли посты аэродромных средств ПВО и обстреляли аэродром и все, что там находилось. Когда самолеты ушли, то, по советским данным, на стоянках было уничтожено 72 немецких самолета. Впрочем, эта цифра была завышена на порядок..."

Действительно в специальной зарубежной литературе данные о потерях в Сальске практически отсутствуют.
Выступление Растренина основывалось на наших архивных документах и было посвящено тому, откуда взялась цифра 72 и оценке реальных потерь противника.




Если кратко: согласно отчетам летчиков-штурмовиков и прикрывавших летчиков-истребителей на земле было уничтожено 18-19 самолетов и два сбиты на взлете-посадке (Ме 109 и Ju 52). Еще один Ме 109 был сбит в воздушном бою при отходе от аэродрома. Учитывая, что налет осуществляли только семь Ил-2, то результат был более чем впечатляющий! Собственные потери составили два Ил-2, подбитые зенитной артиллерией над аэродромом, и два Як-1, сбитых в воздушном бою на отходе.


Ме 109G-2 из состава II/JG52, базировавшейся в Сальске на 9.01.1943. На заднем плане справа - "Шторх"  (разведка отметила на аэродроме четыре "шторха").
Этот "109-й" принадлежал Фридриху Денку - асу с 65 победами (будет убит в бою 13 февраля 1943 г.).
Именно самолеты этой группы сбили на отходе два "Яка". Победы записали себе Герхард Баркхорн (2-й по числу побед ас люфтваффе) - 2 "яка" и Йоханес Штейнхофф (23-й среди немецких асов) - тоже 2 "яка"!

Цифра 72 появилась позже и может показаться фантастической. Но нужно учесть, что 8-я воздушная армия за полгода до того уже получала выволочку лично от Сталина за фантастические данные о потерях противника, и к вопросу проверки эффективности действия своих подчиненных относилась очень щепетильно. Такая высокая оценка потерь противника основывалась на опросе мирных жителей, которые, судя по всему, привлекались для ликвидации последствий налета на аэродром. В наградных на летчиков особо отмечается, что свидетельство подтверждает член Верховного Совета РСФСР.

Чтобы оценить, что же произошло на аэродроме Сальска, интересно взглянуть на налет подробнее.
Так, например, описывает этот налет Олег Растренин в своей книге "Гвардейские части Ил-2 во Второй мировой войне" ( англ.):
«9 января 1943 г. семь Ил-2 из 622-го шап, ведомые капитаном Бахтиным и прикрываемые семью Як-1 из 236-го иап бомбили аэродром Сальска…
Сальск стал основным аэродромом для снабжения [войск 6-й армии]: разведка выявила на нем более 150 самолетов различных типов. Ил-2 сделали первый заход, пикируя через облака, бомбя и штурмуя аэродром в течение 15 минут с 11.08 до 11.23. Они использовали в общей сложности 26 ФАБ-100, 56 РС-82, 1836 снарядов ВЯ, 300 ШВАК, 120 патронов УБ и 3820 ШКАС. Зенитки в первом заходе даже не успели открыть огонь».

А вот, что сказано в наградном листе на ведущего группы Ивана Павловича Бахтина:


Обращает на себя внимание несколько моментов.
На аэродроме в момент удара указано в два раза больше самолетов, чем их выявила разведка - 300 (в некоторых источниках даже более точно - 312). Дело в том, что незадолго до налета на аэродром были переведены две группы пикировщиков из состава 77-й эскадры - 2-я и 3-я, имевшие в своем составе около 35-40 Ju 87.  Кроме них на аэродроме с 24 декабря 1942 г. базировались транспортные самолеты из 50-й, 102-й, 105-й, 500-й, 700-й, 900-й групп "специального назначения" - около 200-210 Ju 52, а также около 40 Ju 86 из 21-й и 22-й группы. Если добавить сюда штаб и вторую группу 52-й истребительной эскадры (до 40 истребителей Ме 109 и несколько «Шторхов») , то общее указанное количество самолетов на аэродроме - свыше 300 - вполне соответствует действительности.





Погрузка Ju 52 в Сальске

Сальск прикрывался серьезной зенитной группировкой - до 100 зенитных орудий, так как рядом еще располагалась и железнодорожная станция. Это определило характер удара штурмовиков: группа разделилась на две по четыре и три самолета. Аэродром обе группы Ил-2 атаковали с противоположных направлений, идя на встречу друг другу. В процессе атаки осуществлялся также и маневр по курсу, изменяя направление полета на 90 градусов,  и уходя потом вверх, в облачность. Все это сбивало огонь зениток. Обращает на себя внимание выдержка пилотов, сумевших осуществить шесть заходов на цель.
Немецкие самолеты на аэродроме Сальск размещались в четырех-пяти довольно компактных группах.


Пример скученного размещение немецких самолетов на аэродроме зимой 1942-43 гг

Именно это позволило, как указано в наградном на Бахтина, осуществлять в одном заходе две-три атаки последовательно на несколько групп самолетов.



Легко подсчитать, что в шести заходах семь штурмовиков могли осуществить до 70-100 атак отдельных целей.  Ju 52 достаточно крупная цель и не представляет собой особой сложности для поражения с Ил-2.


Все семь пилотов обладали большим опытом, совершив не менее 30 боевых вылетов каждый. Практически все уже были орденоносцами. И общее количество в 72 засчитанные победы, не показалось руководству ВВС завышенными (хотя озвучивалась и другая цифра - 50 уничтоженных самолетов).

Олег Растренин считает, что наиболее правдоподобное число уничтоженных самолетов соответствует заявкам пилотов - около 20. Кроме самолетов по данным местных жителей группа Бахтина уничтожила и эвакуационный пункт с раненными, вывезенными от Паульса.

Но самое интересное, это посмотреть на деятельность немецкой транспортной авиации после налета. Согласно данным уже упомянутого Франц Куровского (Luftbrücke Stalingrad),  а также Гайварда (Stopped at Stalingrad) и Ротундо (The battle for Stalingrad), если 8 января (до 12.00 9 января - то есть точно до налета на Сальск!) в Сталинград удалось доставить 220 тонн грузов, то далее, до ночи на 14 января, полеты Ju 52 практически прекратились. В этот период полеты в Сталинград осуществляли только многомоторные самолеты (Ju 290, Не 177, Fw 200) с других аэродромов. В отдельные дни (11, 13, 14 января) Паульсу не было поставлено ни тонны грузов. Приблизиться к объему поставок 8 января удалось только один раз - 21 января. Фактически после налета на Сальск еженедельный объем подачи грузов  в Сталинград упал в три раза.

На тяжелые для немцев последствия налета на Сальск указывает также жестокое избиение сбитого летчика-штурмовика Далобаридзе, которого сумели схватить на месте вынужденной посадки конные калмыки. Судя по воспоминаниям Далобаридзе, избивал его стеком лично генерал люфтваффе. В тыл Далобаридзе увозили на Ju 52 с аэродрома Сальска, где ему довелось наблюдать большое количество разбитых самолетов и работу местных жителей по разборке обломков и засыпке воронок от бомб.

Хотя в иностранной литературе о потерях в налете на Сальск практически ничего не упоминается, тем не менее в книге Luftwaffe сolours. Transporter. V.1 на стр. 57 про Сальск сказано: «18 января в результате обстрелов и штурмовок 10 Ju52 было уничтожено, а 20 отравлено в ремонт» (прим. - других налетов на аэродром не было, а город был освобожден практически без острела артиллерией - один залп "катюш"). Нужно учесть, что утром 15 января был отдан приказ транспортной авиации покинуть Сальск, и уже 16 января большинство групп было переведено на аэродром Зверево. Таким образом, потери в результате обстрелов и штурмовок 18 января фактически являются списанием оставшихся поврежденных машин на момент ликвидации аэродрома. Более того, одна из групп транспортников - KGr.22 z.b.V. с Ju 86 - была фактически ликвидирована на момент оставления Сальска, а самолеты переданы в 21-ю группу. К тому времени Красная Армия была в 20 км от Сальска. Город был освобожден 22 января в результате обходного маневра, практически без боя.

Закончить можно словами Олега Растренина: «Уничтожение двух десятков самолетов на аэродроме отличный результат. С точки зрения организации боевого вылета - образцово, все было сделано грамотно, особенно с учетом ПВО на аэродроме Сальск... Если говорить о реальных результатах, то они хорошие, но приписывать того, чего не было тоже не стоит».

UPD. Кстати, и среди "сводок ГКЛ" нашлись данные и о потерях в Сальске: 23 января там своим экипажем был уничтожен Ju86. Напомню, что Сальск был освобожден нашими войсками 22 января :-)

Ил-2, Сальск, воздушный мост, Олег Растренин

Previous post Next post
Up