"Храбрая сердцем": конфликт внутреннего родителя и ребенка

Nov 18, 2020 14:59




Недавно пересматривала мультфильм «Храбрая сердцем» психологическим, так сказать взглядом. Для этого я использовала распространенную технику толкования сновидений, когда все персонажи представляют части единой психики.

И если смотреть с этой точки зрения, можно увидеть конфликт между родительской и детской частью. Принцесса Мерида (детская часть) мечтает делать то, что ей вздумается, то, что доставляет истинное удовольствие. Королева Элинор, её мать (родительская часть, соответственно), привыкла следовать императиву «надо» и «так положено» с точки зрения социума, чего и требует от своей дочери. Ни одна сторона не хочет уступать и настаивает на своем.


Когда конфликт между этими двумя частями достигает апогея, появляется третья сила, медиатор процесса - ведьма. Ведьма это персонаж, живущий на краю леса, то есть на границе сознания и бессознательного, именно там психика может почерпнуть ресурсы для разрешения конфликта. Благодаря магическому пирожку, запускается алхимический процесс, трансмутация, превращение. На сцене появляется медведица.

Медведь - это мощная сила инстинкта, которая дремлет в глубине каждого из нас, под тонким слоем «культурности» и «цивилизованности». Недаром именно Элинор превращается в медведицу, ведь она так долго подавляла свои инстинкты в угоду нормам и правилам поведения «приличной» королевы, что в бессознательном скопился мощный теневой заряд. И вот уже приличная дама, отбросив вилку и ножик, с рыком и урчанием пожирает рыбу с потрохами.

Мы видим то удовольствие, которое получает королева, по мере того, как с нее слетает налет цивилизованности. Но тут же кроется и опасность: столько мощная теневая часть, завладев психикой, может утащить личность по ту сторону человечности. Медведица постепенно превращается в дикого зверя. Тут и приходит на помощь детская часть.

Принцесса Мерида сперва даже радуется, видя свою мать настолько вольной и раскованной, это сближает их, однако перемена в сторону дикого зверя её пугает. Королева-медведица сдерживает свое одичание благодаря родительскому инстинкту, вызывающему чувство ответственности и заботы о принцессе.

В конце-концов все возвращаются на свои места, но между родительской и детской частью найдено понимание, они уже не находятся на таких крайних полюсах, как в начале истории.

Наш внутренний родитель это тот ограничитель, в хорошем смысле слова, который не дает нашему внутреннему ребенку заиграться, забыв о правилах и требованиях внешнего мира, но и ему требуется иногда выпускать порезвиться на волю своего «медведя»!

психология личности

Previous post Next post
Up