Отрывок из книги Мэри Энн Маттун "Понимание сновидений" об отличии архетипических сновидений от обычных:
Сны, несущие архетипическое содержание, практически всегда имеют и некоторое личное содержание.
...В отличие от не-архетипического сна, который обычно фокусируется на непосредственной психической ситуации сновидца, архетипический сон может касаться «судьбы» сновидца. Сон словно приходит с «другого уровня» бессознательного. Даже если сон не понят, он обогащает индивидуума опытом; Юнг описывает такие сны как «годами выделяющиеся, подобно духовным вехам».
Чувство, что архетипические сны крайне значимы, может побуждать некоторых сновидцев прятать их, словно сны - это «бесценные тайны». Юнг считал такое поведение уместным из-за важности снов для психического равновесия сновидца.
Как ни парадоксально, у многих людей есть сильный импульс делиться архетипическими снами, возможно, изначально для того, чтобы ассимилировать пережитую эмоцию. Импульс делиться Юнг считал столь же уместным, как и импульс скрывать, потому что эти сны имеют смысл, касающийся всех; каждый отражает и компенсирует «вечную человеческую проблему, которая бесконечно повторяется и не является просто нарушением личного равновесия». Они приносят "проблемы, поставленные мифологией... в связи с психической жизнью индивидуума".
Мифология зарождается в универсальных проблемах человечества: поиск еды, совокупление, размножение, культурная инициация, отношения родитель-ребенок и ответственность, отношения индивидуума со Вселенной и страхи войны, болезни, смерти и природных катастроф. Поэтому, в отличие от обычного сна, который верен только для конкретного человека, в конкретное время, архетипические содержания сна значимы для жизней многих людей в самые разные времена. Потому архетипический сон может помочь другим людям, которые сталкиваются с проблемой, похожей на проблему сновидца.
Сны, которые Юнг называл «архетипическими» - это сны, которые известны не имеющим письменности народам, как «большие сны». Образы, которые могут быть гротескными, могут включать в себя объекты, фигуры и переживания, не встречающиеся в обычной жизни, такие, как драконы, странные маски, животных - помощников, скрытое сокровище, богов и демонов, и алхимические процессы.
Возможно, самый четкий критерий для распознавания архетипических образов - это космическое качество. Юнг классифицировал как космические качества - временную или пространственную бесконечность, движение на невероятных скоростях или на огромные расстояния, астрологические ассоциации, изменения пропорций тела или качеств поведения сновидца во сне: полёт сквозь пространство подобно комете; впечатление, что он земля, солнце или звезда; необычайно большие или крошечно малые размеры; умирание; попадание в странное место; отчужденность от самого себя; смятение; безумие или чувство дезориентации, головокружения или эйфории.
Вдобавок к архетипическим ситуациям, есть также архетипические фигуры: это Тень, Мудрец, Ребёнок (включая ребенка-героя), Мать как сверхъестественная личность, её аналог Дева, и, наконец, Анима в мужчине и Анимус в женщине.
Распознаванию архетипических снов помогает знание, когда и кому такие сны скорее всего являются. Опыт Юнга указывал, что они склонны появляться на важных вехах, вроде раннего детства, особенно с 3 до 6-ти лет, в подростковом возрасте, в ранней молодости, в начале второй половины жизни (с тридцати пяти до сорока), на закате жизни, перед смертью и в другие времена кризиса.