Церковь.Св.Михаила в Стоне.

Feb 22, 2013 11:14

Оригинал взят у muvz в Церковь.Св.Михаила в Стоне.
 

Стон (Ston), город и порт в южной Далмации, на северо-западном конце канала Стон и в тот же перешейке, соединяющем полуостров Пелешац с материком, в 59 км к северо-западу от Дубровника. Сам город располагается на побережье, у подножия горы Св. Михаила, на вершине которой хорошо сохранилась романская церковь Св. Михаила (IX век), с очень ценными ранне романскими фресками. Сегодня эта церковь является одной из старейших и наиболее ценных культурных памятников Хорватии.

P.S В этой небольшой статье хотелось бы максимально подробно остановиться на этом памятнике: рассмотреть его архитектурные особенности, фрески и резной белокаменный декор, а также сравнить с аналогичными памятниками этой эпохи.



История пограничной Неретванске (Neretvanske) тесно связана с историей Стона, и полуостровом Пелешац. Во времена римского владычества над этой областью восточного Адриатического моря, полуостров Пелешац попадает под управление римского города Нарона, в который был административный и судебный центр.
Средневековый Стон являлся духовным центром области, и был резиденцией католических епископов, которые упоминаются в исторических источниках в Х веке во времена князя Михаила Висевивича (Mihajla Viševića), современника первого хорватского короля Томислава. У этого князя был свой укрепленный дворец на холме возле города Стон. В комплексе этого дворца и была выстроена эта часовня, посвященная святому Михаилу, в честь его был назван и холм. Холм был покрыт сосновым лесом с подлеском и был окружен садами из оливковых деревьев.
Церковь Святого Михаила не велика, но элегантна. Прямоугольный, с небольшими полуокруглыми апсидами в интерьере. Размер храма в плане: 5,80 м х 4,20 м, а его высота 5,90 м. План храма построен по пропорциям золотого сечения.



Церковь Святого Михаила. План.

Каменные стены разбиты на южной и северной стороне пятью высокими и шестью мелкими пилястрами на ниши, которые вместе с живописной кладкой стен из камня придают особую стройность и красоту.



Церковь Святого Михаила. Южный фасад.

Этот прием характерен для архитектуры Хорватии IX -X в . До нас сохранилось еще несколько хорватских храмов с подобным архитектурным решением, например такие как церковь Св. Юрия в Радуна (Sv. Jurja u Raduna)



, Св. Луки в Ластово (Sv.Luka u Lastovo)


и церковь Юрьево Брдо (Jurjevo Brdo).


Окна в церкви Св. Михаила украшены плетеным рельефом. Таким же рельефом была украшена дверь, и каменное убранство. Внутри церкви удивительные фрески, которые когда-то покрывали почти всю поверхность стен.



Схема расположения наиболее сохранившихся фресок.


Сегодня они сохранились только частями. Скорее всего, эти фрески были написаны под влиянием бенедиктинского стиля юга Италии. Они были выполнены местным художником. На одной из наиболее хорошо сохранившихся фресок изображен князь Михаил Войсавлевич (Mihajl Vojisavljević), который держит модель часовни (в XIв он выделил значительную сумму на ремент и обновление фресок часовни).



Фреска князья Михаила Войсавлевича (Mihajla Vojisavljevića) из церкви Св. Михаила в Стоуне (около 1080 г.)

Тут он изображен в преклонных годах- поднятые брови и морщины на лбе, его длинные волосы и борода уже седые.

Один из из интереснейших вопросов, является ли модель в руках князя Михаила первоначальным обликом церкви. В модели на фреске изображена полукруглая апсида, а на самом деле снаружи она квадратная, и, следовательно, предположение о первоначальном облике церкви ставится под сомнение.

На еще одной фреске изображен король св. Георгий с мечом. Рядом с ним сохранились остатки латинских букв, что говорит о том что это часовня, после разделения церквей, принадлежала католикам.



Рядом с часовней в 16 веке был построен монастырь. К часовни пристроили нартекс и звонницу, таким образом часовня превратилась в храм.



По некоторым данным, монастырь был рядом и раньше, но здания были деревянными.
К сожалению во время расширения 16 в была утрачена западная стена и фрески на ней.



Пристроенный к часовне нартекс и колокольню разобрали в XX веке во время реставрационных работ, таким образом вернув памятнику первоначальный облик.
Во время тех реставрационных работ было найдено несколько фрагментов с рельефным орнаментом (остатки кивория, алтарной стены, дверной рамы).





На этом памятнике особенно интересным является символической декоративный мотив на наличниках окон северного и восточного фасадов. На этих наличниках в правом и левом верхнем углу в переплетении рельефа хорошо видны две птицы, возможно два павлина, пьющих из чаши.



Эти декоративные мотивы символизируют Таинство Святой Евхаристии, Причастия. Две птицы символизируют душу верующих , кто ест хлеб жизни: Святое Причастие как пища для вашей души.
Подобный мотив также неоднократно встречается в Хорватском ранне романском искусстве , например в Доминиканской церкви св. Винченца города Дубровник обнаружили подобные символические украшения среди плетеных рельефов. Здесь мы также видим, что две птицы пьют из чаши.



Сходные мотивы можно встретить и в других местах Хорватии, таких например как соборе Раб (Rabu), в Которе (Kotoru) и новые археологические находки в районе Книна (Knina).
Аналогичный мотив символического изображения святого Евхаристия на каменной плите была найдена в деревне близ Меткович (Metkovića), на месте римского города Нарона.

Жизнь наших предков была глубоко проникнута верой - который лучше всего переданы и описаны в памятниках древней архитектуры.



В нынешнее время за храмом следит группа специалистов- реставраторов: Катарина Гаврилика (Katarina Gavrilica), Фани Зупан (Fani Župan), Иван Младосик (Ivan Mladošić) и Вероника Сулич (Veronika Šulić).



Литература:
1. Lj. Karaman: Crkvica sv. Mihajla kod Stona VHAD N. S. XV Zagreb 1928.
2. C. Fisković: Ranoromaničke freske u Stonu. Prilozi Pov. umjet, u Dalmaciji, Split 1960.
3. D. Forstner: Die Welt der Symbole, Tyrolia-Verlag, 1967.
4. Božo Gjukić i dr. : Sakralna baština Stona i okolice, Matica hrvatska Ston, Ston, 2000.

ix, Хорватия

Previous post Next post
Up