Портрет - это самый интересный жанр в искусстве, будь то живопись, скульптура или даже литература. Зачастую портрет говорит нам об обществе в целом гораздо больше, чем об изображенном на портрете человеке
. Во что он одет, где он находится, какие вещи изображены рядом с ним, на чем акцентируется внимание зрителя, что остается в тени, что вообще не изображено на портрете? На все эти вопросы отвечает прежде всего заказчик, будь то частное лицо или общественный вкус. Художник же вынужден лавировать между Сциллой и Харибдой. Только от его личного таланта и мастерства зависит, будет ли портрет правдив невзирая на все условности, не потеряет ли он своих эстетических качеств спустя столетия.
Новый век принес новые веяния. Художники завоевали право изображать кого угодно и как угодно. Но и в этих условиях портрет остался своеобразным зеркалом развития творческой мысли.
Проследим за этим развитием на примере нескольких портретов.
Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет графини д'Оссонвиль (1845)
Жан Огюст Доминик Энгр - французский художник, один из ведущих представителей академического искусства XIX века. В начале века он учился в мастерской знаменитого Давида, основателя Парижской Академии. Портрет графини д'Оссонвиль Энгр писал на протяжении нескольких лет. Как вы видите, опытному художнику приходится идти на определенные ухищрения для создания общей композиции. Например, он вводит второй горизонт в плоскости зеркала. Для этой же цели введены красный бант и желтая драпировка в правом нижнем углу. Характер графини нужно считывать со столика за ее спиной: театральный бинокль, гвоздики, визитные карточки, симметричные вазы - все это должны показать хороший вкус, светский успех и сильный характер. Особо интересно сочетание королевского голубого цвета и бонапартистской гвоздики.
Огюст Ренуар. Портреты Жанны Самари (1877)
Импрессионизм стал первым протестным художественным движением в континентальной Европе. Молодые художники: Клод Моне, Огюст Ренуар и Фредерик Базиль решительно отказываются от академических изобразительных средств. Строгому рисунку они предпочли чистую живопись, работе в темных студиях - открытый воздух. Ганс Зедельмайер в своей работе "Искусство и Истина" характеризует этот шаг, как переход от идеалистического реализма к чистому натурализму. Художник заново открывает для себя природу, этот нескончаемый кладезь прекрасного.
Как радикально меняется отношение к портрету. Портрет графини д'Оссонвиль Энгр писал три года (1842-1845). Ренуар за три года (1877-1878) изобразил молодую актрису Жанну Самари по меньшей мере десять раз (тут мнения искусствоведов разнятся). Уже нет речи о кропотливой работе с заказчиком, само человеческое лицо становится поводом для создания картины.
Поль Сезанн. Дама в голубом. 1900-1904
Самобытное творчество Поля Сезанна развивалось несколько в стороне от живописных поисков импрессионистов. Как и современники, Сезанн предпочитал работу с натуры. Но стремление к естественному цвету не заслонило для него внимание к форме. Объективная реальность для Сезанна была важнее мимолетного впечатления.
На представленном портрете мы видим органическое соединение достижений академической школы и колористические находки импрессионизма. Здесь - и свободное моделирование пространства, и уверенная лепка объема, и использование живописных средств для создания композиции картины. Однако изображение человека обезличивается. Портрет лишается психологичности, и только общее состояние в общих тонах передает зрителю сангвиническую усталость неизвестной женщины.
В искусстве конца XIX века мы видим такой же интерес к изображению простых безымянных людей, какой имел место во времена северного Возрождения.
Пабло Пикассо. Девушка с мандолиной 1910
Говоря о Сезанне искусствоведы часто вспоминают его мысль, что все формы сводятся к простым геометриям: цилиндру, шару и конусу. При этом даже делаются предположения о преемстве математическо-нумерологической философии Пифагора. Это наблюдение сделали представители западных школ искусствоведения, но и у нас уже можно наткнуться на подобные высказывания. Полагают, что именно стремление к обобщению до примитивов послужило толчком к разработке кубизма Пабло Пикассо.
Как бы то ни было, в начале века пройдя через "голубой" и "розовый" периоды экспериментов с цветом и настроением Пикассо обращается к анализу формы. Вдохновение Пикассо черпает не только в художественной системе Сезанна, но и в искусстве африканских народов. Художник разбивает реальность на геометрические тела, а затем - на грани, чтобы свободно скомбинировать их в пространстве, которое сам он считает твердым телом. Идея получает развитие: активно используется коллаж, типографские элементы, картины превращаются в своеобразные ребусы.
Пабло Пикассо. Девушка с мандолиной 1910
Кубистические портреты удивительны и притягивают к себе внимание зрителя. Однако нельзя не заметить, что в своих работах художник прежде всего решает свои творческие задачи. О изображении личности речь здесь уже не идет, человек объективизируется. Перед нами предстают или ожившие деревянные идолы, или цельное многомерное пространство, и человеческая структура становится его частью. Следуя за сравнением идей Сезанна и Пифагора, мы можем предположить, что Пикассо изображает цельное и неделимое бытие Праменида.
Пит Мондриан. Портрет дамы 1912
Пит Мондриан некоторое время жил в Париже и работал в студии Пабло Пикасо и Джорджа Брака. Вдохновленный успехами аналитического кубизма Мондриан использовал его как очередную ступень к разработке собственного абстрактного стиля. В своих кубистических работах он стремился к уплощению картинного пространства и большей геометризации.
О портрете в данном случае мы можем говорить условно. Изображение человека окончательно перестало быть целью и становится средством.
Пабло Пикассо. Чтение. 1932
Кубистический период Пикассо закончился с началом Первой Мировой войны. Европу сокрушают социальные и политические потрясения: революции, гражданские войны. В еще не отошедшее от травматического шока "потерянное поколение" вливается струя материально обеспеченных прожигателей жизни из Северной Америки.
В 1925 году 45-летний Пабло Пикассо сходится с кружком сюрреалистов, которые нашли свое "потустороннее", радикально отличное от нефигуративного искусства и находящееся в человеческом бессознательном. Этот период творчества Пикассо характеризуется абсолютной изобразительной свободой. Поиски закончились и художник пользуется приобретенными знаниями для создания ярких, сильных, динамичных полотен. То он изображает монстров, кричащих, рыдающих, сражающихся друг с другом. То изящной плавкой линией он творит на холсте гармонию и умиротворение. Художник проводит зрителя во внутренний мир своих героев. И зритель познает этот мир, приобщается ему, соединяется с ним.
Итак, европейская культура очередной раз прошла путь от академического канона через натурализм к идеализму.