Продолжаю приятно завершать отпуск. :) Начало
здесь.
День пятый.
1973 год, мини-сериал ВВС.
Первое и главное достоинство этой экранизации - исключительно бережное отношение к источнику (за что я давно уже люблю и уважаю ВВС-шные экранизации). Сохранено даже изложение от первого лица - голос Джейн за кадром ведет повествование, комментируя буквально каждую сцену.
Второе и главное достоинство - собственно, сама Джейн в исполнении Сорхи Кьюсак (отдельные товарищи, которым спасибо, провели для меня целое исследование, чтобы выяснить, как произносится имя "Sorcha" - оказывается, как нечто среднее между "Сорха" и "Сорка", но это не самое важное, хотя и любопытно)
Это замечательная - и пока что самая правильная - Джейн: у неё живая мимика, выразительные глаза, у неё действительно есть что-то эльфовское-потусторонее в чертах лица - но при этом она совершенно, абсолютно, ни капельки не красива в общепризнанном смысле этого слова.
Главная же печалька этой экранизации - в том, что такой чудесной Джейн достался совершенно никакущий Рочестер (Майкл Джейстон). Вроде и визуально он не так уж плох (но за каким дементором гримёры подводят ему глаза карандашом?! :)); вроде и слова говорит в точности по книжке - но мой внутренний Станиславский не верит ему ни на грош. Он (чрезмерно) играет голосом и мимикой там, где надо, наверное, играть душой (вот Джорджу Скотту я - верю, вопреки его возрасту и неканоничному лицу, а этому - нет...).
Разве что к финалу этот Рочестер немножко расшевелился.
Зато здесь очень, ооочень удачный Сент-Джон. Лучший. :)
Ещё один любопытный факт - и в этом мини-сериале, и в фильме 1970-го года одна и та же актриса - Анна Корвин - играет одну и тоже роль - Софи, няни Адель. Вероятно, в первый раз ей это так хорошо удалось, что в следующий решили ничего не менять. :)
Ещё один забавный факт: миссис Рид из этой экранизации перекочует в следующую, сериал 1983 года, который ждёт меня завтра, но по дороге превратится в миссис Фэйрфакс.
Да, да. Завтра у меня Далтон. Тимоти Далтон. :))
****************************************************
День шестой.
Ещё один мини-сериал от ВВС, 1983 года. Одиннадцать получасовых серий.
Эта экранизация считается классической, лучшей, непревзойденной и так далее. Встречались мне такие отзывы. Однако по поводу неё у меня возникает ряд вопросов к чувакам из ВВС.
Первый вопрос: дорогие чуваки из ВВС, вы не заметили, что Тимоти Далтон, сцуко, ЧЕРТОВСКИ КРАСИВЫЙ МУЖЧИНА, который к тому же в полной мере сознаёт свою привлекательность?
Поэтому диалог между Джейн и Рочестером («Вы находите меня красивым?» - «Нет, сэр!») звучит по меньшей мере странно. Так и хочется воскликнуть: "ДУРА, это ТИМОТИ ДАЛТОН" "Милая Джейн, давно ли вам изменило эстетическое чутьё?!"
А он ведь дальше - по тексту - насмехается над ней, расспрашивая, что именно не так в его внешности. В исполнении Далтона это выглядит чистым кокетством.
И вся эта история из «Красавицы и чудовища» превращается в банальную повесть о том, как беспринципный богатый красавчик с печатью скорби на челе соблазняет дурнушку-гувернантку.
Хотя играет Далтон в диапазоне от "неплохо" до "блестяще".
Второй вопрос: дорогие чуваки из ВВС, у вас было два мешка травы ПЯТЬ ЧАСОВ экранного времени! Ваши коллеги десять лет назад уложились в четыре с хвостиком, пересказав книгу чуть не дословно. С какого же фига вам понадобилось мало того что выбрасывать куски текста - так ещё и дописывать свои, временами превращая героев в придурков со странными мотивациями?!
Показательный в этом плане момент - Рочестер, который уговаривает Мэйсона не посещать сестричку «ночью, да ещё и в одиночку» - а потом лично провожает его на третий этаж.
Мэйсон, кстати, хорош. Все предыдущие были какими-то грубыми мужланами, а этот, в самом деле, вроде бы и привлекателен лицом, но безволен и слаб.
Что касается Зилы Кларк - по поводу её внешности вопросов нет. И при первом просмотре (-надцать лет назад) она мне очень понравилась; но сегодня мне в этой Джейн не хватает ни живости, ни лукавства, ни страстности характера; поддразнивать Рочестера и быть ему душевной собеседницей она не умеет или не хочет. В первой половине сериала практически во всех сценах с Рочестером её Джейн сохраняет на лице одно и то же выражение, «строгое и спокойное». Иногда, если того требует сюжет, оно сменяется тревожно-печальным… Что он в ней нашёл, спрашивается? Хотя тут, конечно, виноваты и сценаристы, заметно порезавшие её реплики.
Зато как улыбнётся в кои-то веки, показав ямочки на щеках - ну прелесть же; просто прелесть!
Если бы я не смотрела эту версию на следующий день после чудесной Сорхи Кьюсак, такая Джейн меня бы полностью устроила, «але маємо те, що маємо».
Впрочем, во второй своей половине сериал начал заметно меняться к лучшему, сценаристы взяли себя в руки, драма-драма развернулась во всей полноте, и досматривала я уже с удовольствием.
Сцена объяснения после несостоявшейся свадьбы сыграна очень сильно, причём обоими участниками.
А ещё это первая экранизация, в которой нам даже показали Розамунду Оливер и подробно раскрыли внутренний мир Сент-Джона, посвятив этому целых две серии.
И совершенно эпизодический мистер Бриггс, поверенный, тут неожиданно обрёл плоть, характер и очень симпатичное лицо.
(Весь мозг сломала, пытаясь вспомнить, откуда он мне знаком - вспомнила только с помощью IMDB; старый-добрый Лестрейд же!)
**********************************
День седьмой.
1996 год, "Джейн Эйр" (реж. Франко Дзефирелли)
Ещё один сказочно красивый фильм! Пейзажи, интерьеры, краски в кадре - снова праздник для глаз.
И даже Торнфилд-холл зачем-то стал настоящим замком! 0_о
Одна беда - это фильм. Очень, очень короткий фильм. И это, конечно, ни разу не «Джейн Эйр» а всего лишь очаровательная зарисовка по мотивам. Басню сократили и переврали адаптировали.
Зато порадовал актерский состав.
Шарлотта Генсбур - настоящая Джейн. И первая, которая в самом деле выглядит на восемнадцать. Девочка-девочка, тоненькая и хрупкая. Наслаждаюсь ею. :)
Уильям Хёрт мог бы быть отличным Рочестером (несмотря на явный визуальный мискастинг), если бы ему было, где развернуться. Но такой возможности ему просто не представилось, потому что большинство ключевых сцен или отсутствуют вовсе, или урезаны до минимума.
Но даже по увиденному… Его Рочестер - усталый, разочарованный, надломленный, с больными глазами. Ироничный, но в ещё большей степени - самоироничный. Он всё время следит глазами за Джейн и словно бы не верит сам себе.
Фиона Шоу очень органична в роли нелюбящей тётки. :D
В общем, если НЕ считать это экранизацией - смотреть можно; даже не без удовольствия.