Мясной вопрос

Oct 10, 2008 00:59


Разберём одну любопытную статистическую коллизию, которая долго во мне ворочалась занозою, но только недавно нашла непротиворечивое и убедительное разрешение. И связана сия коллизия опять-таки с советским, конкретнее - позднесоветским - периодом.

Вопрос о потреблении мясца советскими жителями в годы «удушливого застоя» (он же «золотая эра советской цивилизации», он же «пик развития России» и протчая) вроде бы довольно прост, достаточно заглянуть в любой статсборник, издатый в тот период. Так, для рубежа 1970-80-х официальная цифра (да вот хоть «Статистический ежегодник СЭВ» от 1980-го) говорит нам о том, что в год советский мужественно потреблял 58 кг мясца. ООНовская статистика на сайте faostat.fao.org даёт на тот же 1980-й даже более щедрую цифру: 60,1 кг. Вроде бы приличный результат, и юные поклонники СС ныне удивляются, откуда же тогда взялись дефициты, да не было никаких дефицитов, это всё враньё и гнилая капиталисско-дерьмократско-либерастско-жЫдовская пропаганда, руки прочь, низабудимнипрастим!

Однако не будем сейчас о юных неокомми, будем о циферке. Блуждаю я как-то по своим очернительским делам в Яндексе, и нахожу сайт не чего-нибудь, а ФСБ! fsb.ru, соответственно. А на ём разные-всякие «Авторские публикации». А среди ентих публикациев - интервью с Николаем Леоновым, знатным в совпаткругах челом, экс-депутатом ГД от «Родины» и т.п. Он в 1973-83 был начальник Информационно-аналитического управления 1-го Главного управления КГБ СС. В этом интервью рассказывает человек о своей работе с великим державником Андроповым, впечатлениях от него и т.п. И роняет:
Юрий Владимирович задумался: "А почему поляки бунтуют?" Началом забастовочных движений, как известно, было подорожание мяса. Он спросил, какое же там потребление мяса? Порядка 50 кг на душу населения. Он задумчиво говорит: "Так у нас 38, и мы не бунтуем. Почему?" Отвечаю, что мера терпения русского народа значительно выше...

Уже интересно вдруг становится, не правда ли? Напомню, что официальная циферка - 58-60 кг, а тут начальник всесильного (в этом либерасты и совкопедриоты сходятся) КГБ даёт цифру на 20 кг меньше. Получается, обладал он неким тайным знанием?

А спустя время копался в своих архивах, и-таки дошёл до прочитать выложенную здесь статью А.С. Зайченко «СССР-США: Личное потребление (некоторые сопоставления)», опубликованную в 1988 в журнале «США-ЭПИ». В своё время сия к сожалению забытая ныне статья произвела просто-таки эффект разорвавшейся бонбы, почитайте и поймёте, почему. А я только «мясной» отрывок оттуда приведу:
Советские оценки потребления мяса... включают сало, лярд и субпродукты, причём сало приплюсовывается к мясу в калорийном эквиваленте, т.е. его вес умножается на 1,4, а в США красное мясо рассчитывается только по весу туши, без жира и субпродуктов. В птицу опять-таки входит только мясо кур и индеек, без потрохов. Всё это увеличивает разрыв в потреблении. Будучи приведённым к американским стандартам, потребление мяса в СССР составит (на 1985 г.) не 62, а 40-45 кг.

В своей следующей статье Зайченко многое конкретизирует: сало и жир засчитывались в том самом калорийном эквиваленте, в потребление включались не только субпродукты, но и такие «деликатесы», как мозги, обваловка голов, птица считалась вся полностью (с головой, шеей, лапами, потрохами), а не полностью потрошённая, как у гнусных капиталистов. Да тут ещё и вопрос, какие виды животных и птицы засчитывались: все, как в первом государстве рабочих и крестьян, или только товарные (коровы, овцы, свиньи + куры и индейки), как в США. Наконец, чисто советские заморочки: во-первых, большие потери при производстве и дальнейшем хранении мяса, из-за его низкого качества, а во-вторых - особенности учёта, когда засчитывалось мясо животных, забитых по графе «вынужденный забой» и даже «падёж». В результате, как показывает пересчёт автора, цифра потребления мяса понижается как минимум до 40 кг. То есть и получаем близкую к андроповской цифру.

Вот такая занимательная статистика получается. В свете чего уже не столь удивительно узнать, что с 1976-го в Союзе каждый четверг неофициально был днём без мяса, что в 1977-м в центральной печати стали расхваливать конское мясо как «настоящее лакомство», что на рубеже 1977-78 «перебои с поставками мяса» были не где-то там в провинции, а в самой Москве, что с 1978-го в книгах «о вкусной и здоровой пище» было запрещено публиковать в качестве иллюстраций фотографии мяса. К концу 1970-х потребности населения в мясе передовое советское колхозно-совхозное сельское хозяйство могло удовлетворить лишь наполовину, так что «распределение мяса в крупных промышленных центрах (таких, например, как Ростов-на-Дону, Одесса и многие другие) происходит строго лимитировано по месту работы главы семьи» (Тимофеев Л. Чёрный рынок как политическая система. Вильнюс-М., 1993. С. 85). А на ноябрьском пленуме ЦК в 1981 сам наш брежний генсек признал, что на протяжении новой, 11-й уже пятилетки (1981-85), «сохранятся перебои в снабжении мясом... и рядом других товаров».

А под конец самый прикол - в 1913 потребление мяса в России составило 29 кг (по той, «американской» методике, которая действовала у нас при проклятом самодержавии). Т.о. реальный рост потребления мяса в стране за семь десятков лет господства передового коммунистического общественного строя составил... 10-12 кг. Мне кажется, что комментарии тут излишни.

Пресса Совдепии, Ссылки, Совдепия, История

Previous post Next post
Up