Итак, Польша. Там я оказался через своего научника, а само мероприятие называлось Польско-российская школа «История - Общество - Культура» и проводилось Варшавским университетом. И вот в рамках всей этой радости я должен был представить доклад по одной из своих, надеюсь, будущих статей: сравнение постсоветских опытов административно-территориальных преобразований в Польше и у нас.
Ситуация облегчалась тем, что польский знать не требовалось, русский был одним из рабочих языков, плюс предоставлялся переводчик. Селили в отелях и хостелах, кормёжка за счёт фирмы, экскурсии - в общем, всё к нашим услугам. Нам чуть ли не с ходу было заявлено, что школа - это один из способов налаживания неформальных контактов между молодёжью двух стран, попытка показать, что в Польше далеко не одни только русофобы живут. Сразу скажу, что в целом показать удалось, во всяком случае, мы ни с какими актами агрессии против себя не столкнулись, хотя особо того, что из России, не скрывали. Разговаривать в Польше на улице и в общественных заведениях по-русски можно, не бойтесь :о)
Города мы посетили следующие: Варшава, Краков и Вроцлав (плюс переезды на автобусе, в рамках которых заехали в Ченстохову, где средневековый собор с иконой Божьей матери и агромадной башней с видом на окрестности, и в Велички, где знаменитые соляные шахты. Сразу скажу, что ощущения погружения в иной мир и иную цивилизацию не возникло - в городах туристические места вполне внушительные, а вот пригороды не шибко от наших, по большому счёту, отличаются: тут тебе и скучная советская архитектура, и мусор на улицах (хотя, может, чуть меньше, чем у нас), и граффити с прочей дрянью на стенах (боюсь, и десятой части трафареток отфоткать не успел :о( ). Бомжи и гопники тоже есть, собаки на улицах серют невозбранно, обшарпанные дома в изобилии, «Ашаны» в наличии, и даже автокатастрофы случаются (самолично был свидетелем). Недаром нам на одной из лекций обильно цитировалась работа Чеслава Милоша, из коей следует, что никакой цивилизационной пропасти между поляками и русскими нет, два славянских народа, правда, поляки из-за осознания этого напрягаются и пытаются отбрыкаться от своей славянскости, но это всё пустое.
Люди, правда, от наших отличаются поведением - напряга никакого не чувствуется, народ по большей части довольно расслабленный и спокойный (даже ночью в центре шумных пьяных компаний мало). Откровенно порадовало отсутствие кавказоазиатов - глаз просто-таки отдыхал (но тем сильнее оказался контраст по возвращении в Москву - плеваться хочется). Японо-китайцы есть, но очень мало, и вообще толпа на удивление этнически однородна. На русский, как я уже упоминал, либо не реагировали, либо реагировали беззлобно. У людей старшего поколения можно даже попытаться что-то спросить на великом и могучем - большая вероятность, что ответят. С молодыми, если что, можно сговориться на аглицком или немчинском. Ну или на пальцах :о)
Хотя, как мне рассказывали участвовавшие в работе школы старшие товарищи, поляки очень политизированные, очень следят за событиями у себя и в мире, а также весьма и весьма ксенофобны - для них ничего не стоит, например, открыто поинтересоваться, откуда ты приехал, если внешность у тебя не стереотипно польская.
Теперь о лучшей части тамошней популяции. Польки (кстати, будете в Польше - никогда не называйте тамошних дам полячками, это у них, как я понял, синоним бляди), вопреки обильно слышанным ранее комплиментам, сильного впечатления не произвели, по крайней мере в Варшаве и Кракове. Не Россия, уж точно. Подавляющее большинство - довольно поджарые такие особи, как-то я не заметил значительного количества дам с откровенно некондиционной фигурой (а те, коих заметил, были всё-таки представительницами старшего поколения). Могут быть высокие или низенькие, блондинки или, чаще, брюнетки (рыжих и др. совсем как-то мало видел), но вот что отличает от наших соотечественниц - некая в чертах лица грубость, отсутствие утончённости, изячности. Хотя ежели попадётся красотка - то уж ровня и конкуренция первым красавицам Москвы, дададад. Вроцлав в этом плане сильно отличается, там уже охочему до симпатяжек есть угроза шею свернуть - но это связано, похоже, с тем, что после ВМВ город в основном заселили украинские поляки и собственно украинцы, посему и тип более схож с «москальским». Как пояснил уже живший в Польше коллега по школе, в принципе что там, что у нас с барышнями можно знакомиться тем же манером, польки в этом отношении без завихрений, как, скажем, в Западной Европе. Вот только в миниюбки и маечки/кофточки с завлекательными вырезами не наряжаются, и вообще в одежде преобладают либо длинные юбки, либо, что чаще, мужская одежда типа штаны всех видов (от брюк до джинсов). Уж не знаю, скрывают ли чего или почему так. Но, думаю, при большом желании втюриться в польку можно без проблем :о)
Правда, втюриться мне стряслось не в польку, а в коллегу по школе с Урала, но эту гдууустную историю я развивать не стану, скажу лишь, что ежели куда едете на конференцию или что-то научное в этом роде, то берегитесь вот этого вот и чуйства держите в узде - а то весь (ну, или почти весь) кайф от поездки может обломаться. И пусть мой печальный пример будет вам уроком, вот.
Надобно немножко о том, чем мы там все (два десятка голов из разных городов нашей необъятной матушки-Расеюшки, и ещё с Польши) занимались. Первая половина дня по приезде в местный универ (сначала Варшавский, а затем Вроцлавский) уходила на всякие лекции, круглые столы да семинары. Лекции со столами читали нам, на семинарах читали мы (доклады свои, сталбыть). То, что читали нам, было направлено на то, чтобы развеять у нас чувство предубеждения к Польше и полякам, показать, что есть и поклонники русской культуры... Вспоминается один круглый стол, на котором выступавший местный профессор сказал: «У нас здесь, в Польше, есть десятки русофилов...» На наш общий здоровый смех быстро поправился: «Десятки тысяч, конечно, десятки тысяч русофилов». Учитывая, правда, что населения в стране 40 миллионов... :о)))
Пытались нас знакомить с тамошней современной культурой, но как-то так выходило, что всё скатывалось к обсуждению двух фильмов: «1612» (его там сейчас начинают широко показывать) и «Катынь» (нам даже организовали показ его, правда, пришло всего 2-3 человека из группы). Ну ещё упоминался «Маленькая Москва», о любви польского офицера и замужней советской дамы. Подобный сюжет в Польше большое приветствие встречает, а вот обратная ситуация - наоборот. В общем, изо всех речей на тему культуры, взаимного обмена, стереотипов и т.п. мною полусонным (утром лекции устраивать - садисты чортовы!) вынесено, что поляки недоумевают, почему в России их страна нафиг никому не нужна и неинтересна, как же так вообще получилось. На последней лекции в рамках школы профессор Анджей де Лазари (моментально своей сочувственной пророссийской позицией завоевавший симпатии всей нашей группы) рассуждал о взаимном представлении России/СС и Польши в карикатурах, и упомянул, что сейчас редкая неделя пройдёт без антироссийских рисунков в польских газетах. Из российских же СМИ ему за десяток лет удалось выудить лишь пару карикатур, так или иначе связанных с Польшей. Вот всё настолько очевидно и выпукло.
Во Вроцлаве устроили нам встречу с мэром города - явился такой двухметровый бритоголовый дядя очень конкретной внешности, который в красках и с юмором рассказал о своём мэрстве, о том, как его переизбрали с результатом в 85% голосов «за», о благодеяниях своих, ответил на наши (мой в т.ч.) вопросы, после чего мы все в его компании сфотографировались.
Ну и пытались всё нам пропихнуть всякие неправительственные организации, сайты презентовали и т.п. Но эта их тупая зацикленность на «распространении демократии, свободы и толерантности» ни мной, ни основной частью коллег явно не воспринималась. Даже какое-то чувство удовлетворения появилось, что у них в России крайне трудно дела идут и связи почти не развиваются.
Но, откровенно говоря - и это стало для меня, неопытного, сюрпризом - гораздо больше времени заняла не учёба, а, так сказать, неформальное общение. Которое сопровождалось обильными возлияниями - причём настолько обильными, что я, походу, выдул не менее двойной своей алкогольной нормы за год. Что для моего неопытного и плохо подготовленного организма не всегда оказывалось благоприятно, и не всякого дня окончание (а также содержание утренней лекции на следующий день) я сейчас могу воскресить в памяти. Совет неопытным коллегам, коли такие возмутся откуда бы то ни было - никогда не пейте четыре больших стакана пива на голодный желудок. Или пейте, но чтоб потом вас было кому до дома дотащить.
Зато могу сказать, что когда закусь была, то порции поражали воображение. Это у нас в маааськовских (и питерских, судя по моему опыту) забегаловках тарелка больше, чем то, что на ней. В Польше, как в Техасе, большое всё: и тарелки, и подаваемые на них порции еды. Иногда возникало ощущение, что там кормят на убой - наесться с одного раза можно на весь день (при желании). Это, конечно, в актив полякам идёт, просто с непривычки весьма удивило.
Очень там популярен грейпфрутовый сок - может не быть апельсинового, а вот такой будет всегда. У нас я что-то его не особо замечаю...
Города польские - в основном новодел. Краков пропустил по причине упомянутых чувственных переживаний, а вот Варшаву и Вроцлав помню вполне отчётливо. Столица, как известно, была в 1944-м люто, бешено разрушена немецконацистами за восстание, которому «русские» не помогли (за что к нам теперь там такое немного оскорблённое отношение) и культ которого в городе цветёт буйным цветом (тут вам и огромный музей, и памятники на местах особо сильных сражений, и весь город зарисован граффитями с эмблемой восстания...). Соответственно все красоты города, за исключением единичных зданий, на которые всегда укажут особо, это уже позднейшая отстройка.
Есть смешная история с располагающейся напротив центрального вокзала города советской высоткой. Как известно, после «самой зверской в истории войны» товарищ «сталин» решил зачем-то построить в Москве величественные высотные здания - от переизбытка средств и ресурсов, вестимо. И одно здание оказалось лишним. Так вот его всё же построили - это был дар купавшегося после ВОВ в изобилии советского народа братскому польскому (правда, как я понял, братьев не особо спрашивали). Здание это стало, по некоторым сведениям, символом Варшавы, однако в 1990-е всерьёз поговаривали о том, чтобы его снести нафиг: «символ советского империализма», не меньше. Правда, в Польше сильны леваки всех видов, поэтому решили не горячиться, а вместо того понастроить вокруг вокзала по периметру других высоток, в современном стиле, дабы затенить советскую, отодвинуть её с первого плана. Понастроили. Теперь эти убогие и скучные постройки сами теряются на фоне советской :о)
Во Вроцлаве особо запомнилась Вроцлавицкая панорама - наподобие нашей Бородинской - представляющая и прославляющая победу поляков над русской армией в начале костюшковского восстания 1795-го. Выполнена, конечно, замечательно, выше всяких похвал, но... Мои патриотические чувства при просмотре напряглись! Впрочем, это, как я понимаю, была единственная победа поляков в том восстании, а хоть чем-то гордиться надо. Недаром «эта победа обросла легендами» :о/ Ну хотя бы мы их сделали в конце концов.
А так в основном экскурсии свелись к обходу многочисленных костёлов, в которых поляки знали толк, судя по всему. Но это уже на любителя - для меня оные костёлы постепенно слились в один большой такой готишный костёлище, и как-то не особо затронули эмоционально. Интересно, что в Варшаве случилась пара косяков, когда нам предоставили гида-поляка, но не предоставили переводчика - так, к примеру, коту под хвост пошла потенциально весьма интересная экскурсия по «русским» местам города.
Да, во Вроцлаве что ещё хорошо - это гномы, фигурки которых можно обнаружить в самых неожиданных местах. То они воды из Одера набирают, то за решёткой сидят, то катят шар по Ратушной площади, то охраняют вход в подземный мир... Почему-то подумалось, что размести кто у нас такие фигурки, долго бы они не простояли/-сидели/-держались.
О погоде. В Варшаве была паршивая, все дни, что мы там были, шёл дождь, не сильный, моросящий такой, но всё равно неприятно. В Кракове холодно было (это я помню, гыгы). Вот во Вроцлаве в последние дни сентября стало очень хорошо - тепло и даже солнечно.
Насчёт мест проживания. В Варшаве жили в однозвёздочном отеле, комната на три рыла + ванная с санузлом, три кровати да стол с тремя стульями. В Кракове нас поселили в хостеле, декорированном под бордель 1920-30-х - ваш покорный слуга с двумя напарниками проживал в номере девушки Лулу на пятом этаже. Не вполне решил, о чём сие свидетельствует - о высоком ли статусе девицы или о чём ещё. Пытались дознаться, правда ли сие был бордель, но работники всё отрицали. Правда, с подозрительными улыбочками. Во Вроцлаве было такое нормальное студенческое общежитие на центральной улице Казимира Великого - с телевизером! Оный, правда, довелось посмотреть только в последний день, ну так, ничего особенно интересного: сериалы, «интеллектуальные» игры типа наших и протчая дребедень.
А, чуть не забыл - 6 числа начинается телесериал, у нас известный как «Не родись красивой». У них это «Brzyd Ula», если я правильно запомнил, правда, что сие значит по-польски - не розумею. Все города, в которых побывал, рекламой этой фигни облеплены. То есть мы уже отмучились (ну, те, кто телек ещё смотрит), а полякам только предстоит. Каждый будний день, блин!
Ну и вот как бы всё, наверное - если вкратце. Уезжал без особого удовольствия, если честно, но надеюсь, что ещё вернусь. Понравилось.
Add-on: А ещё во Вроцлаве мы были в опере! Я - первый раз в жизни. Опера была аффтарства Пуччини и называлась «Cyganeria». Все решили, что про цыган - оказалось, что переводится как «Богема». Что-то про превратности любви, но заканчивается хорошо - главная героиня умирает. Оценить качество исполнения в силу малости опыта не смог, но более продвинутые коллеги из числа дам первые акта два кривились, что певцы поют мимо нот, мелодию не держат и т.п. Только к середине действа распелись. Поверил на слово.
Ну а напоследок некоторое количество фоток, может быть, будут интересны :о)