Деревья-патриархи Великого Новгорода

Nov 15, 2012 17:33

© Новая Новгородская Газета, №46 от 14 ноября 2012 года, автор Пётр Мордвинов Имущество без бирки
Новгород так богат, что даже не считает своё добро

Год прошёл с того времени, как юные новгородцы под руководством педагогов воплотили в жизнь идею «Клуба «Экология»: провели «инвентаризацию» деревьев-патриархов древнего города. Опубликованный нами «путеводитель» по местам, где растут деревья-ветераны, вызвал большой интерес читателей. Участники впечатляющей акции рассчитывали, правда, что интерес их работа вызовет и у мэрии областного центра...



Франция гордится своими вековыми платанами
Действительно, была создана рабочая группа, перед которой поставлена задача - придать зелёным «патриархам» хоть какой-нибудь статус, чтобы они могли считаться мемориальными объектами, достопримечательностями и рассчитывать на заботу и охрану.

А забота и охрана им ох как нужна. Во-первых, некоторым «ветера­нам», сообразно возрасту, нездоро­вится, и кто-то их должен лечить. Во-вторых, часть достопримечательных новгородских исполинов вполне может попасть под топор, поскольку «точечную застройку» в городе никто не отменял, и на землю, которую занимают эти дубы и липы, вполне может найтись претендент с экскаватором.

Обречь старинные деревья на снос мэрия может, между прочим, с полным юридическим правом. Мало кто из горожан задумывается о том, что зелёные насаждения (даже такие, над кронами которых прошумели несколько веков), на самом деле как бы не существуют. В смысле - не являются ни вашим, горожане, имуществом, ни муници­пальным. На них не просто нет инвентарного номера - они вообще не стоят на балансе города.

Было время, когда, обществен­ность (и «ННГ» вместе с нею) боро­лась за принятие правил озелене­ния Новгорода. Документ был при­нят, в нём предусмотрены ответ­ственность за незаконный снос и компенсации за необходимый, за­конный снос деревьев. Но юридически, думается, этот документ до сих пор ничтожен.

Если хулиган уничтожил урну для мусора, его - схватив за руку, конечно - можно наказать. А за загубленное дерево - попробуй. По­тому что урна - «на балансе», она - имущество. А дерево - глаз видит, да закон неймёт.

Во время обследования обнаружилось, что не только отдельные растения, но и целые зелёные массивы (например, памятник истории и культуры «Архиерейская мыза») - ничьи. Как выражаются юристы, «бесхозяйные». И эта проблема - не только экологическая. Потому что и земля под этими массивами - бесхозяйная.

Бесхозяйностъ объектов - боль­шая беда постсоветской России. Там, где не действует право ни частной собственности, ни коллективной, так и жди беды. Регулярно сталкиваешься с дикими ситуациями. То в областном центре обнаружится совершенно ничейная труба, из которой в Волхов льются вполне «чьи-то» грязные сточные воды. То водопроводчики обнаружат возле многоквартирного дома неучтённый, но действующий водопровод. Или вот пресс-служба ОАО «Новгородоблэлектро» только что сообщила, что авария с электроснабжением Западного района 6 ноября случилась из-за протечки в некоей электроподстанции, которая принадлежит неизвестно кому. Соответственно, и отвечает за неё неизвестно кто. То есть - никто.


Две картинки из немецкого Люнебурга. Ганзейский город, почти ровесник Новгорода, несмотря на средневековую тесноту застройки, сохранил множество деревьев- патриархов. Отношение к достопримечательным растениям - само по себе достопримечательно. Дерево на нижнем снимке нависло над мостом через реку Иль- менау, и его ветви время от времени норовили перекрыть проход. Именно эти настырные побеги люди аккуратно удаляют, ранку залечивают, и продолжают соседствовать с «неудобным» патриархом. Это вам не новгородская стрижка деревьев «под телеграфный столб»...

Казалось бы, первая задача рабочей группы - приняв за основание список достопримечательных деревьев, обеспечить их судьбу (а где необходимо - и судьбу земельных участков). На чём и настаивали экологи, входящие в состав этой группы.

Вроде бы на этом и порешили. Но когда зашла речь об оформлении протокола, у чиновников мэрии неожиданно «изменилась концепция». Заведующий отделом по культурному наследию Комитета культуры и молодёжной политики Владимир Орлов наотрез отказался считать работу, выполненную с участием специалистов, инвентаризацией объектов. Дескать, мэрия соответствующего распоряжения не издавала. А вот теперь надо издать распоряжение и дать поручение Комитету по управлению муниципальным имуществом провести уже официально инвентаризацию.

С бюрократической точки зрения, возможно, так оно и есть. А с практической - предложена откровенная глупость.

Начиная уже с того, что в КУМИ нет ни дендрологов, но биологов (а руководили исследованиями имен­но специалисты, призванные «Экологией»). Как они будут оценивать возраст деревьев? При помощи памятки, опубликованной в «ННГ»?

Да и зачем тратить рабочее время муниципальных служащих (а следовательно, и бюджетные деньги) на работу, которая уже выполнена? И как выполнена!

В конце октября губернатор Сергей Митин получил письмо от Совета по сохранению природного наследия нации при верхней палате Федерального собрания. Сопредседатель секции «Сохранение и восстановление древесной растительности на территории российских регионов», президента НПСА «Здоровый лес» С.Пальчикова, который известил главу Новгородской области о том, что организаторам программы «Деревья - памятники живой природы», поддержанной Советом, известен проект «Деревья-патриархи Великого Новгорода», осуществлявшийся в рамках муниципальной целевой программы «Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода».

Думается, известность проект получил, поскольку, как мы уже писали, работа новгородских общественников победила в одной из номинаций Международного конкурса «Природа, Человек, Страна». С.Пальчиков, отметив, что из Новгородской области ни одной заявки на участие в про­грамме, осуществляемой под эгидой Совета Федерации,не поступило, просит, чтобы губернатор посодействовал в налаживании сотрудничества между Всероссийской программой и проектом клуба «Экология».

То есть у работы новгородских экологов есть и международное, и государственное признание, и в столице признают за ним большое бу­дущее. А в мэрии признать значение этого исследования не готовы.

цифры:

За 2 года существования российской программы "Деревья - памятники живой природы" на официальный сайт по­ступило 198 заявок (из Новгородской области - ни одной). 97 деревьев включены во Всероссийский реестр старовозрастных деревьев. Статус "Дерево - памятник живой природы" получили 19 деревьев в разных субъектах Федерации.

Кстати, исследование не стоило городской казне ни копейки. Наверное, по бюрократической логике, это-то и плохо.

А если серьёзно... Почему-то слабо верится в то, что Владимир Орлов сам «изменил концепцию». Не вижу никаких юридических препятствий к тому, чтобы органы му­ниципальной власти просто вооружились готовым и получившим при­знание исследованием. Кроме одного - но не юридического. Возможно, в городской администрации с некоторым запозданием сообразили, что значит - принять на баланс достопримечательные деревья Великого Новгорода. Это значит - ОТВЕЧАТЬ за них.

Не только «частное лицо» с топором наперевес не будет иметь право свалить 300-летний дуб, но и мэрия потеряет право «собственно­го усмотрения» на землю, на кото­рой этот дуб растёт: с продажей участка могут возникнуть сложности. А если начнёшь объяснять, что дерево пережило свой век и умерло от болезней, у тебя спросят: а какие меры ты предпринял, чтобы сохранить муниципальную собственность?

Да и некоторые расходы на со­держание придётся нести...

Чем позже у патриархов появит­ся статус - тем вроде бы и лучше?

Возникло даже опасение, что часть объектов, зафиксированных во время исследования как городские достопримечательности, будет при новом - чиновничьем - исследовании из списка под благовидными предлогами вычеркнута. Например, в силу «некондиционного» состояния.

экология, новгородская область, ннг, новгород

Previous post Next post
Up