Here comes Siskin

Jan 11, 2024 18:03

Мансийские тайны неисчерпаемы. Это тайны исторического тупика, в завалах которого можно рыться всю жизнь (или не одну жизнь, если разделять мансийские представления о перевоплощении душ).

На этой фотографии - Константин Ефимович Шешкин, скончавшийся в 2010 году.



Фотография сделана в глухой деревне Бурмантово, Ивдельского района Свердловской области, в январе 2004 года.

Перед вами никто иной, как последний князь (канас) Ляпинского княжества (со столицей в крепости Ломбовож) и, таким образом, единственный известный претендент (не заявлявший, разумеется, свои права) на престол Мансийского Каганата - последнего осколка мира Переселяющихся Народов.

Константин имел сведения о местонахождении ляпинских регалий. Умер в больнице Краснотурьинска.

Не ищите Мансийский Каганат на своих картах. О нем вы можете узнать только из этого блога, да из ивановского "Сердца Пармы".

Вы, возможно, подумали, что "канас" это искаженное русское "князь". Однако, этот блог создан не просто так. Вопреки общепринятой этимологии русского слова "князь" из германского konig, титул канас юбиги (большой канас) носил еще Аспарух, возглавивший переселение булгаров на Дунай. Но булгары были тюркоязычными, и, следовательно, титул этот изначально тюркский и, судя по всему, этимологически связан с титулом кан или хан. Таким образом, во-первых, "канас" древнее "князя" и именно последний является искажением первого, а во-вторых, мансийский аристократ XXI века именовал себя булгарским титулом IX века.

Ломбовож (мансийское название Лопынг-ус) - поселок на р. Ляпин, притоке Сев. Сосьвы. Когда-то Ломбовож был центром одного из мансийских княжеств, здесь находился укрепленный городок.

"В богатырские времена в Ломбовоже сначала крепости не было. Просто люди жили. И вот одна девушка без мужа сына родила. Он вырос, большой стал, могучий, всему научился. И приехали вдруг манси кондинские (восточные манси, жившие по р. Конде) и стали в него из луков стрелять. Шесть раз в него выстрелили, шесть стрел в него вонзилось, а седьмую он сам в себя воткнул. И враги закричали: "Он бессмертный, с ним нельзя воевать!" И убежали. И он построил Ломбовож. И имя его Терн-сатнял-хум-отыр - Непобедимый семью стрелами богатырь. И он в Ломбовож людей собрал."

("Как возникла крепость Ломбовож", из книги И.Н. Гемуева "Народ манси: Воплощение мифа")

"Наиболее старыми фамилиями в Ломбовоже информанты считают следующие: Шешкин, Албин, Таратов. Это люди эрыг порат (песенного времени). Причем относительно всех этих фамилий можно сказать, что их носители являются пришельцами. Так, фамилия Шешкин (Шекша, Шеш-Кулев, Шеш-Кушкилев) восходит к фамилии Кукшин, известной в XVI в. в Верхотурском уезде на р. Ляля - притоке р. Сосьвы. Шешкины играли главную роль не только в Ломбовоже, но и во всей Ляпинской волости, административным и культовым центром которой в XIX в. был Ломбовож. Эта княжеская фамилия - канас кол махум ("люди княжеского дома"), упоминается, насколько известно, с XVII в. В документах под 1708 г. фигурирует ляпинский князь Шекша Кушкиров, под 1718 г. - Семен Шекшин, позднее - и другие князья. Вероятно, во всех перечисленных случаях в разных вариантах повторяется одно и то же наследственное, или предковое имя, входившее в фонд родовых имен. Существование такого фонда объясняется наличием у обских угров представлений о реинкарнирующейся душе, когда новорожденный получал еще и имя своего умершего предка.
В Шешкиных (Шекшиных) Шеш-Кукшилевы были переименованы после крещения князя Матвея (1714). Их обязанности были определены Грамотой Государя от 1713 г. Грамоты, подтверждаюшие княжеское достоинство, хранились у Шешкиных еще в XX в. Лишь при советской власти их вынуждены были спрятать в болоте.
Шешкиных называют Соссанг махум лопым ус Шескин ("местные люди Ломбовожа Шешкины"), а также торум сыр хум ("божеский род") или тохлын сыр махум ("люди крылатого рода"). Их дух-предок представляется в виде крылатого существа или щегла (сес). Именно он являлся и Лопынгус-павлынг-ойка или Павлынг-ойка ("Поселковым стариком").
В прошлом в честь предка Шешкиных устраивались периодические празднества (в течение трех лет подряд через каждые 7 лет), участники которых с саблями в шлемах исполняли танцы духов. Павлынг-ойка хранился в доме Шешкиных - канас колт олс (сейчас это самый старый дом в Ломбовоже) и представлял собой личину, завернутую в несколько платков и кусков ткани (прикладов). Изображение держали на нарах, отделенных перегородкой. Заходить в эту часть дома могли далеко не все".

Е.Г. Федорова, "Ломбовож: к возможному прошлому"

Одна из самых интригующих мансийских тайн находится в сфере лингвистики:

Как отмечено у Федоровой, канас Шешкин имел родового духа - щегла (по мансийски сес/шеш), от которого и произведена его ломбовожская фамилия. Тем удивительнее, что по английски (и по норвежски) чиж, щегол - это siskin.

Север, язычество, язык, Евразия

Previous post Next post
Up