Канонична ли группа Phurpa?

Jul 19, 2021 16:12

В интервью сайту colta.ru основатель звукового проекта Phurpa Алексей Тегин заявил следующее:

- Вы проходили обучение у монахов?
- Нет, я самоучка. Однажды я нашел на помойке древнюю книгу, открыл ее и сразу попал на слово «тегин». Оказалось, с древнетюркского это переводится как «принц». После этого у меня начались странные сны, в которых я всему и научился. В традиции бон-по храмы преимущественно закрыты, я не знаю, как туда попасть, и никогда не слышал, чтобы туда попадали белые люди.



"Постороннему" (по отношению к тибетологии) может показаться, что мы имеем здесь дело с пресловутой "контринициацией" (если не с откровенным шарлатанством). Однако в своей монографии "Сны Пробуждённых: сон и сновидения в культуре, религии, политике Тибета" (Екатеринбург, 2013) уральский тибетолог Е. И. Рабинович пишет (в главе "Клады, извлечённые из пространства снов: школа нингма и традиция скрытых сокровищ") следующее:

Терма ума (тиб. dgongs gter) характеризуются тем, что «тертон сначала обнаруживает в своём уме символический текст, который затем становится ключом к раскрытию учений», либо открытие учений происходит непосредственно из ума тертона «без символического текста». В первом случае тертону «часто даются точные подсказки, такие как фрагмент текста, скрытый в земле, или даже целая рукопись, данная во сне». В жизнеописаниях тертонов говорится, что такого рода «подсказки» во сне повторяются из ночи в ночь, пока терма, на которое они указывают, не будет открыто.

Третий вид терма «учения чистого видения» (тиб. dag snang) - это учения, открытые в «чистом видении» в сновидении или медитативном погружении. Именно этот, третий тип терма... позволяет нам охарактеризовать данную традицию не как узко школьную, но общетибетскую .

Как правило, человек становится тертоном после того, как ему неожиданно начинают являться сны, указывающие на места, где спрятаны терма. Так это описывается, например, в житии Пема Лингпа, к которому, согласно его записям, такого рода сновидения начали приходить в возрасте между двадцатью и тридцатью годами. Очень часто и пророческие руководства к обнаружению учений-терма, и сами терма описываются как обретённые во сне.

И далее, цитируя работу Тулку Тондуба, "Тайные учения Тибета":

В одном из терма, открытых тертоном Ратна Лингпа (XV в.), говорится, что одной из главных причин появления терма является то, что тибетцы «любят всё новое»...
В... сновидении будущий тертон получает мистическое посвящение (dbang-bskur), которое подготавливает и уполномочивает его для изучения циклов тантрических учений. После тантрического ритуала во сне, он получает инструкции по открытию терма...
[...]
Часто жития тертонов содержат рассказы о полученных во сне указаниях места, где спрятано учение - клад....

Далее Е.И. Рабинович, со ссылками на соответствующих исследователей, отмечает, что:

Параллели этому обнаруживаются в русской крестьянской культуре - сны, в которых человеку являются клады, причём клад может «сам являться человеку во сне», либо о нём может сообщить явившийся во сне святой... Согласно народным представлениям, каждому кладу предназначен свой срок выхода на волю, и тогда клад является во сне, причём может явиться тому, кому он предназначен даже через сон соседей. Рассказы о том, что местонахождение клада открылось во сне, фиксируются с XIII в. (в Киево-Печерском патерике) по XX в.

Иначе говоря, в лице Алексея Тегина gter ston открыл rmi lam gter (сокровище в сновидении), которое состояло в dbang bskur (инициации в цикл обучения). В Бон, как и в буддизме школы Ньингма, это считается элементом традиционной передачи.

Таким образом, само по себе, парадигмально, обращение Алексея и чудесное обретение им практических навыков тибетского звукоизвлечения вполне канонично и должно считаться корректной малой инициацией определенного рода по воле высших существ.

Теургии иудаизма также известна техника провокации прямого научения (класс практик Сар-Тора), напоминающая описанный выше тибетский "язык дакинь" или шайвистский "язык сумерек" (сандхья бхасья).

Вопросы вызывают совсем другие обстоятельства - само бытование проекта Phurpa в области популярной коммерческой культуры, вне традиционного контекста, исполнение ею фрагментов традиционных литургических текстов (обладающих значительным самостоятельным могуществом), вне контекста ритуального, смешение стилей и постепенное соскальзывание из области традиционных форм в область форм постмодернистских. Всего этого мы, разумеется, после пересечения определенной черты, приветствовать не можем. На наш взгляд, группа Phurpa, к сожалению, эту черту пересекла.

музыка, Тибет

Previous post Next post
Up