Всю албанскую традиционную музыку можно разделить на танец, песню и кабу. Начнем с последней.
Каба (kaba) - инструментальный жанр, иногда с подпевками, но обязательно с доминирующим солирующим кларнетом. Имеет не слишком значительные, но вполне заметные трансово-медитационные свойства. Единственный жанр балканской музыки кларнета, который (хоть и весьма напоминая Пуримшпиль) не перебрался в еврейский клезмер (в отличие от булгара, сирбы, хоры и др.), а, следовательно, наиболее эзотеричный. Некоторые произведения кабы настолько совершенны и проработаны, что могут стоять в одном ряду с джаз-роком. При всем том это традиционная народная (хотя и городских слоев) музыка не столько для танцев, сколько для своего рода "лаунджа", что крайне доставляет. Нет аналогов в других европейских культурах (разве что азербайджанский мугам, но он от совершенно другого корня).
Примеры: Drita - Kaba me Gernete, Laver Bariu & Shpetim Levendi & Sulejman Lame - Hapta Deren
Валле (Valle) - в общем случае означает танец (любой):
Pogonishte (погоништэ) - эпиротская версия пелопонесского погонисиоса. Изначально греческий танец, иногда совмещенный с песенным сопровождением, в том числе изополифоническим. Насчет названия не буду ничего утверждать, возможно от лат. "языческий", а возможно что-то славянского корня. Но точно не от погонов ) От кабы отличается наличием выраженного ритмического рисунка (танец все-таки).
Пример: Shpetim Levendi - Pogonishte
Podrishte (подриштэ) - танец из южноалбанской деревни Подри, состоящий из двух частей - медленной и быстрой. Одна в 2/4 другая в 11/16.
Пример: Drita - Podrishte
Кенгэ (Kenge) - песня, сольная или хоровая. Хор в Албании изополифонический, магико-ритуальный, по звучанию отдаленно напоминающий грузинский, но при этом также... и русские баюкательные колыбельные (а местами и что-то валашское проскакивает). Но наиболее близкий аналог существует на Сардинии. Два примера такого исполнения - песня тосков из региона Labëria (Albanian Folk - Kenge Labe) и хоровой гимн "Когда ты проходишь меж гробницами" ^_^ (Ensemble Tirana - Kur më shkoje ne ato varre). Полагаю, именно так и звучали песни этрусков, а все григорианские моменты сугубо вторичны и сценичны. Ведь, например, о том же грузинском хоре сообщает еще Ксенофонт. В ходжаистской Албании этот жанр не только не исчез, но и получил развитие. Появились полностью традиционалистские изополифонические композиции, но на темы вроде "Враги осаждают Родину" (Ensemble Tirana - Hasmi zu vatanë). Completely weird.
Сольная песня практически свободная. В таком случае под kenge может разуметься что угодно - скажем, оптимистически-патриотическая эстрада в исполнении партийной дивы Алиды Хиску (Alida Hisku), очень сильно напоминающая раннюю израильскую, но едва ли не более пассионарная.
И это еще далеко не все! Всем хорошего прослушивания в бункере или Белой Субмарине. Греки не пройдут. Саракташ!
Будут дни в подводных лодках
И торжество Израилю
(Йонатан Ратош)
См. также
Возьму ружье - из албанских песен