острова эти вам пригрезились

Aug 21, 2018 15:00

сложными тропинками вышла на эти два фильма. начало, помнится, было связано с обсуждением многогранности творчества режиссера Павла Любимова, а интрига подогревалась своеобразным музыкальным сопровождением обоих фильмов.
сразу отмечу, что все прочтения Грина у меня остались в далекой юности, к тому же оба фильма сняты по мотивам - то есть изрядно перекроили первоисточник и явно не вскрыли всех заложенных смысловых и ассоциативных пластов. поэтому в вопросе соответствия литературной основе аргументов у меня не найдется. также не думаю, что в данном случае спойлеры могут иметь значение. скриншотов под катом, как всегда в таких случаях, много.




Бегущая по волнам
Бягаща по вълните
1967, режиссер Павел Любимов



немного странный, но по-своему очень цельный и органичный фильм. после его просмотра остается долгое ностальгическое послевкусие, напоминающее песенку "где-то есть город...", записанную примерно в те же времена.
музыкант Гарвей (Савва Хашимов) случайно узнает, что гриновские города существуют, и до них рукой подать от его случайного пункта гастрольного тура. берет билет в один конец - и пропадает для своих слушателей навсегда...



его берут на борт корабля "Бегущая по волнам", а когда возникает конфликт с капитаном Гезом (Ролан Быков), тот просто высаживает Гарвея в лодку без весел и оставляет в открытом море одного. тогда-то и возникает перед ним девушка, которая напутствует его и исчезает, убегая по волнам и приоткрыв ему будущее.



несколько женщин сопровождают его на протяжении всей истории, интригуя своей загадочностью, сходством и пересечениями судеб с другими персонажами.



Гарвей попадает на знаменитый карнавал в Гель-Гью, где происходят странные вещи, в результате которых он теряет, находит, становится свидетелем и подозреваемым. равнодушный и праздный город, способный тосковать по Бегущей и радостно танцевать вокруг "хорошей машины", сносящей "плохой памятник".



этакий инфернальный сюр, сотканный из отголосков Феллини (я в курсе, что не одной мне так кажется)), приправленный песнями Галича. фильм, на съемках которого Маргарита Терехова (Биче Сениэль, Фрези Грант) встретила своего второго мужа Савву Хашимова. и я очень понимаю ее, пленившуюся этим актером - абсолютно шестидесятнический интеллигент, приятный акцент и застенчивая улыбка.



черно-белый фильм о голубой мечте, которой никогда не сбыться. Гарвей не способен забыть Бегущую, но остается со скромной Дэзи (Наталья Богунова), у которой для него всегда найдется бутерброд, которая любит его и согласна пробежать по волнам, чтобы порадовать его.  остается счастливым обитателем гриновских миров навсегда.



в фильме много нарочитых, наивных и порой немного пафосных реплик и жестов, но они вплетаются в ткань истории и запоминаются.  все это похоже на сон, а во сне всегда есть знаки, выглядящие странно и порой чуждо, но именно поэтому они имеют значение. какие-то абсолютно незначительные детали - реклама отеля, нарисованные улыбки на задницах музыкантов - запоминающиеся маячки, в которые режиссер непременно что-то вложил, и разгадка которых может случиться спустя годы.



гриновская история, конечно, сокращена и местами изменена, но хочется верить, что настроение сохранено.

Бегущая по волнам
2007, режиссер Валерий Пендраковский



эта экранизация ни "Бегущую" как следует не осилила, ни другие привлеченные произведения Грина. утратив напрочь его ностальгическую недосказанность, "Бегущая-2007" представляет собой рядовой приключенческий фильм со всеми атрибутами, лишенный временнЫх ориентиров, но снабженный кучей косвенных примет современности.



Пендраковский не стал заморачиваться сложным сплетением женских образов, похожих друг на друга, но обладающих неким разделением на два мира - мечты и реальности. ему вполне хватило на всех этих Дэзи-Фрези одной артистки Дианы Морозовой, обладающей недюжинными внешними данными, густым контральто и способностью так заполнять кадр, что хочется его двумя пальцами как-то поуменьшить.
уже не удивительно, что никакого Гарвея тут тоже нет. есть некий Грэм, которого играет как бы красавчик Андрей Бирин, не так раздражающий, потому что у него почти неподвижное лицо и тело, следовательно, его хочется только подергать за ниточки, чтоб он хоть что-то да выразил.



если бы не Петренко, Горевой и Яцко, более-менее органично ведущие себя в кадре, я бы наверное быстро избавила себя от просмотра, но решила потерпеть и в награду получила множество необязательных персонажей - такое ощущение, что к Пендрагону Пендраковскому набежала толпа племянников с криками "дядя, дядя, сними нас хоть где-нибудь", и дядя методом тыка полистал Грина и надергал из него дополнительных ролей.
очень знаковым выглядит на этом фоне портрет Бегущей, висящий на стене кают-компании одноименного корабля. он являет собой "Царевну-лебедь" Врубеля со вставленным фотошопом лицом все той же Дэзи-Фрези.



а фигура ее же в Гель-Гью напоминает то ли курочку, то ли салфетницу. на сей раз ее не разбили, а сожгли, но потом восстановили, как же портовому городу без гипсовой курочки.



интересно, что в этом сценарии герои не столько гонятся за призрачным счастьем, сколько имеют здоровый прагматичный интерес к обретению материальной базы. поворошив старинные карты, они прямо в таверне громким голосом рассказывают друг другу, что вон там-то находятся несметные сокровища, а давайте немедленно их разыщем.



ясно, что одним кораблем дело не обходится - выживший в Гель-Гью капитан Гез бросается вдогонку, чтобы обрести смерть в куда более мистических условиях.
 


ну а наш герой, у которого нет выбора, любить ли девушку-мечту или девушку-реальность, вполне удовлетворяется эротической сценой на отмели, обещающей не только радости супружества, но прочную материальную базу для дальнейших мечт.



отдельного упоминания заслуживает обширный саундтрек фильма. среди его авторов, между прочим, Умецкий и Кормильцев. среди исполнителей - Кукрыниксы, Мазаев, Маркшайдер кунст, Непара, Кипелов, Маршал, Лорак, Ногу свело и даже певица сломанного сердца Максим. ну как, целевая аудитория вырисовывается? вот то-то же.
некоторые песни неплохо вышли и даже могли бы завоевать популярность, но почему-то не сложилось. в фильм они вписались абсолютно очевидным способом - показывают шторм, поют песню "Шторм". амулет отобрали - вот вам песня "Амулет". и так далее. но нет в этом никакой гармонии.
есть надрывная, но вялая вакханалия так и не развеселившихся, плохо играющих актеров под непрекращающиеся вокальные номера.

а к мечте, дорогая Фрези, я пристать никак не могу.

кинематограф, кинораскопки, 1967, сравнение, экранизации, бегущая по волнам, 2007, наше кино

Previous post Next post
Up