и неясно, что им делать - или плыть, или тонуть

Apr 17, 2018 21:25

Широкое Саргассово море
Wide Sargasso Sea

1993, режиссер Джон Дайган        2006, режиссер Брендан Майхер




тем, кто прочитал в юности "Джен Эйр" столько раз, сколько я, не надо объяснять, кто такая Берта Мейсон. правда, в этом фильме ее зовут Антуанеттой, и почему - кое-как объясняется только в более поздней версии.
экранизация романа Джин Рис - приквел к истории Джен Эйр о прошлом Эдварда Рочестера и его безумной ямайской жены. мы помним ее как разрушительницу счастья главных героев романа Бронте. но версия этой писательницы пытается расставить немного другие акценты и проникнуться сочувствием к Антуанетте, жертве многих обстоятельств.

колониальная Ямайка вскоре после отмены рабства. далеко не все освобожденные негры остались расположены к своим хозяевам, даже если к ним хорошо относились. овдовевшая Анна Косуэй, живущая на Ямайке с дочерью Бертой-Антуанеттой , повторно выходит замуж за англичанина Мейсона. после неосторожных высказываний в сторону слуг, бывших рабов, те поднимают мятеж и поджигают особняк. Анна теряет шестилетнего слабоумного сына, потихоньку сходит с ума. муж оставляет ее на попечение медперсонала, сдает падчерицу в монастырь и устраняется. подросшую девочку родственники выдают замуж за англичанина Эдварда Рочестера. он второй сын богатого человека, обделенный наследством, а девушка имеет некоторый доход и поместье. хотя всё решили за них, они все-таки быстро находят общий язык и не сразу, но соглашаются на брак.
первые дни их жизни - настоящий медовый месяц. любовь и нежность, безделье и беззаботность. он немного тоскует по Англии, но увлечение молодой женой примиряет его с колониальным укладом.
счастье его омрачает вмешательство человека, который назвался братом Антуанетты по отцу и намекает на не слишком благовидные обстоятельства жизни семьи Антуанетты, на душевное нездоровье ее матери, на беспорядочные связи ее отца.
Рочестер как-то очень быстро пересматривает свою нежность к супруге, и красивая эротика начинает обретать элементы насилия и безумия.
чем кончилось это все - известно по книге Шарлотты Бронте.

фильм 1993 года невероятно красив, экзотичен, поэтичен. в нем две главные стороны жизни - благополучное и ленивое существование хозяев и держащее в постоянном напряжении противостояние вроде бы преданных, но постоянно таящих недовольство и увлекающихся мистикой и колдовством слуг. хитрый монтаж постоянно сопоставляет эти два ракурса. танцующий на балу Рочестер (Натаниэль Паркер) с чопорной англичанкой (юная Наоми Уоттс, из-за которой я и набрела на фильм)) тут же сменяются вальсирующей во дворе, весьма неуклюже, черной парой - кухарка с конюхом. "ты должен вести! как ты можешь считаться джентльменом, если от тебя пахнет конским потом?".
притом что вечерние африканские танцы около особняка под барабаны очень красивы, если бы они не казались слегка зловещими в свете костра. уж очень ритуально все выглядит, эти синхронные движения, эти напряженные лица. хотя Антуанетта (Карина Ломбард) не отказывает себе в удовольствии поучаствовать в этих развлечениях. креольская кровь играет, девушка изящна и пластична, заглядение просто.
у нее есть защитница - немолодая служанка и бывшая нянька Кристофина. когда Антуанетту настигает первый разлад с мужем, именно Кристофина пытается ей помочь, но своим вмешательством разрушает все, что можно было попытаться сохранить.

экранизация 2006 года подает ситуацию чуть под другим углом. она не содержит предысторию Антуанетты - только в намеках и рассказах. зато чуть более подробно объясняет ситуацию Эдварда, который вынужден, с уязвленным самолюбием, искать богатую жену для сохранения сколько-нибудь благополучного привычного образа жизни.
и получается так, что оба ощущают некую ущербность. Эдвард - сын богатого человека, не имеющий права на наследство. Антуанетта - состоятельная барышня из "плохой" семьи, рано лишившаяся родительской защиты и любви.
обоих подталкивают к этому браку родственники, и оба стараются, приняв решение, сделать жизнь приемлемой и даже приятной. до поры.

в старой версии наши герои включают инстинкты, принюхиваясь и заигрывая, как два красивых зверя, которым предначертано природой найти друг в друге всю полноту супружества. Карина Ломбард в роли Антуанетты не то чтобы идеально красива, но она чертовски притягательна, она безошибочно включает то поведение, которое лишает неопытного Эдварда всех сомнений насчет того, верный ли выбор сделан за него в этом важном деле. Эдвард - Даниэль Паркер - еще не набрал того мрачного темперамента, как в книге Бронте, но вполне обещает со временем оправдать ожидания.

в новой версии герои познают друг друга прежде всего через рассудок - в диалогах. Антуанетта, на мой взгляд, внешне не очень подходит на роль диковатой страстной креолки, скорее типаж Ребекки Холл подошел бы на роль Джен Эйр. на ее лице печать интеллекта и хорошего воспитания, она скромна и сдержанна, но постепенное потепление отношений заставляет ее расцвести, и вот уже Эдвард  очарован и не сводит с нее глаз, не отпускает ее руки. кстати, Рейф Сполл тоже немного не соответствует каноническому образу Рочестера - с резкой брутальной внешностью, будущего Вулкана. поэтому в этой паре чисто визуально ему сложно выглядеть доминирующим, а его смятение в трудный момент выдает в нем незрелого юношу, не владеющего собой.

одни и те же диалоги звучат в совершенно разном ключе на фоне разных декораций.

в версии-1993 нам показывают всю красоту Ямайки, бесконечные морские просторы, островные заросли с водопадами и скалами, красивые особняки. практически все актеры имеют яркую, запоминающуюся внешность, каждая женщина хороша какой-то особой экзотической красотой. дом, в котором поселяются новобрачные, знавал лучшие времена, но он явно просторный и содержит остатки роскоши. прогулки по окрестностям позволяют оценить, как красота наших влюбленных и их развивающаяся страсть органично сочетаются с буйной тропической природой, которая всегда таит толику опасности.

тв-версия-2006 вынуждена держаться в рамках очень скромного бюджета, один и тот же кадр мы видим в качестве перебивки между сценами много раз. но режиссер использует это как прием. скудноватая картинка дополняется обшарпанными стенами когда-то богатого бунгало, и эти стены очень скоро становятся органичной декорацией для скорого упадка этих хрупких отношений. артисты на вторых ролях тоже не обладают яркой внешностью и одеты не так выигрышно - но камера чаще останавливается на лицах, чем на панорамных видах, и сужает общую трагедию до острого конфликта именно двух героев. очень часто съемка ведется как бы из-за плеча, из-за угла, давая понять, что нам позволено подглядывать за чужой жизнью в самом интимном ее периоде.

казалось бы - что еще надо для счастья? молодые люди, предназначенные друг другу по хладнокровному расчету родственников, составили любящую пару. но внезапное появление вестника из прошлого, как и в книге Бронте, переворачивает все с ног на голову. девушка, которая может нести в себе неблагоприятную наследственность, оправдывает эти опасения, а невозможность расторжения брака обрекает ее мужа на пожизненные мучения. но это все мы уже знаем. а как это произошло, нам рассказали в этих очень разных фильмах, каждый из которых имеет определенные достоинства. если не принимать в расчет финансовые возможности фильма 1993 года и соответственно более яркий результат, то можно сказать, что оба варианта очень хороши - просто предлагают два разных взгляда на одну и ту же историю.
и все же - в обоих случаях зритель остается с вопросом: а была ли она - любовь?

а теперь для визуалов - традиционные скриншоты в два столбика.

[кадровое сравнение]1993                                                                       2006











































не можешь держать закрытыми двери - держи закрытыми уши















скажи "умри" - и я умру









справедливость? какое холодное слово. все ложь. справедливости нет.









ты меня ненавидишь. посмотрим, кто ненавидит сильнее.















хорошо. если должен быть ад - пусть будет ад. никакого поддельного рая.






мы должны были пересечь Саргассово море. мы потеряли курс и заблудились.











кинематограф, 1993, сравнение, wide sargasso sea, экранизации, 2006

Previous post Next post
Up