Анника 6/8

Feb 19, 2018 13:51

Место под солнцем
En plats i solen
2012, режиссер Петер Флинт


хоть я и не фанат детективных серий, но уже повидала доморощенных шведских сыщиц, несущихся на амбразуру с детской коляской или на сносях (спасибо Камилле Лэкберг с ее Фьельбакой).
но в какие передряги встревает неутомимая шведская журналистка Анника Бенгтсон (Малин Крепин), Эрике не снилось. Аннике есть куда деть двоих детей, чтобы за час собраться на другой конец Европы, а там и до Африки полчаса на лодке.

под титры в начале фильма нам показывают пока не слишком понятные без комментариев сцены - красивый дом, дымок из-под вентиляционной решетки, задыхающиеся дети, бессильные и тоже падающие бездыханными родители.
собственно сюжет начинается с освобождения преступника, чьи прегрешения против закона не были доказаны. эту сенсацию Аннике раскручивать оказалось бессмысленно при отсутствии эксклюзива. к тому же новое громкое преступление ей удалось ухватить за ниточку раньше всех - убийство известной шведской семьи, совершенное в Испании необычным образом и явно с какой-то скрытой целью, ибо для обычного грабежа цинизм чересчур зашкаливает. это те кадры, которые мы уже видели.

поскольку у Анники в пункте назначения оказались связи в полиции, ей помогли с гидом, а потом еще и организовали экстремальный аттракцион - вовлекли в задержание наркокурьера. надо ли добавлять, что в этом сюжете оказалось связано в одну цепочку все происходящее - включая даже появление бывшего мужа, которому только вчера Анника доверила детей, и заканчивая тем, что было обозначено в начале как малозначительный эпизод.
детективы нехорошо снабжать спойлерами, ну а вдруг кто-то захочет сам догадаться, зачем убили бывшего хоккеиста и его семью. поэтому - отдельные моменты.

- с самого начала не очень верится в нуар - вроде самое страшное уже произошло, а журналистское расследование ведется в курортных условиях. светит солнце, на Аннике шорты и майка, она закручивает служебный роман, и вообще она пресса, а никакой не спецназ;

- в дом, где произошло жуткое преступление, пускают кого попало, да еще и оставляют одного в комнатах, чтобы он мог вдоволь погрустить, а заодно перевернуть и сфотографировать все что ему вздумается;

- просто офигительный пассаж: на помощь криминальной журналистке присылают девушку-фотографа, чей багаж содержит не только диван, чемодан, саквояж, но и лайтбоксы с белыми зонтиками и что там еще используют свадебные фотографы;

- а когда ее ведут к тюрьме и просят снять мрачное здание (раз уж внутрь не пустили), она отыскивает парочку стариков-шахматистов и лирически запечатлевает их на фоне тюрьмы, потому что просто снять здание без этого антуража неэстетично;

- сама Анника вроде не очень вписывается под лозунг "слабоумие и отвага", но ехать по африканской пустыне ночью на случайном такси без оружия, без сопровождения хоть каким-нибудь завалящим спутником, причем ехать в крайне подозрительное место без уверенности, что она там найдет то, что ищет - это даже не в горящую избу. шведские амазонки явно безрассуднее наших, с конями на скаку.

в общем, очень увлекательная работа у этой Анники. в остальном - все довольно обыденно. новое начальство ждет эксклюзива, да поэротичнее, и как только находится более свежая сенсация, готово бросить менее перспективную тему ради новой клубнички. но неугомонная репортерша уже ввязалась в следствие и переживает за тех, кто тоже вовлечен, но еще имеет шансы на спасение. и - очертя голову... ну понятно. ночь, пустыня.
хорошо, конечно, что она скачет по темным закоулкам, конюшням и тюрьмам не на каблуках, не в узкой юбке и не с идеально уложенными локонами. но жеваные майки и минималистические шорты в качестве рабочего дресс-кода тоже слегка удивляют :)

фильм очень динамичный, за полтора часа мы побывали в нескольких странах, повидали кучу народу и отследили довольно сложносочиненную криминальную сеть. актеры нареканий не вызвали - но и особых восторгов тоже, все добротно, в меру, никакого лишнего драматизма и невыстреливших ружей. героиня, впрочем, очень симпатична не только внешне, но и как хорошо сыгранный типаж.

интересен контраст северных и южных нравов - четкость и честность Анники, называющей свою фамилию даже там, где она не планирует раскрывать все карты, ее возмущение при попытке подкупа охранника гидом быстро сталкиваются с необходимостью неформального подхода, незаконных действий, смены тактики на более спонтанную и рискованную.

отмечу также, что наша героиня вполне самостоятельная боевая единица и, выполнив очередное поручение, считает обязательным закрыть все недоработки, особенно те, что возникли не без ее участия. и способна нарушить распоряжения, если считает, что в данном случае человеческий фактор гораздо важнее производственного. это - порядочность, ответственность, самоотверженность без пафоса и громких слов.

думаю, что в таких сериях гораздо больше переживаешь, когда главные герои уже нам знакомы, и все сквозные моменты их личных перипетий добавляют к сюжету дополнительных плюшек. но и в отделенном от серии варианте сценарий вполне самостоятелен и не приносит ощущения, что мы не поняли чего-то важного.
к слову, данная часть приключений журналистки идет под № 8 в книгах Лизы Марклунд и под № 6 в фильмах, отсюда название.

не могу сказать, что это прямо такое полноценное кино-кино, скорее по сути приближается к сериалам (как и почти все в этой рулетке). но снято оно весьма прилично, а все, что вызвало мое веселое недоумение, можно оправдать стремлением сделать увлекательно и зрелищно. обычные будни журналистов, как и сыщиков - нудная рутина, и снимать там особо нечего.

теперь что касается жанровых особенностей.
- мрачные, холодные северные пейзажи практически отсутствуют - на родине Анники показывают по большей части офис;
- насыщенность социальными и психологическими аспектами, на мой взгляд, минимальна, видала и побольше. коррупция и криминализованность госструктур разве что по касательной прошли (хотя по сути являются одной из причин происходящего);
- эмансипированность главного женского персонажа - ок, Анника вполне спортивна, хладнокровна, собранна. стреляет, прыгает и лупит монтировкой при первой же серьезной необходимости;
- ну и достаточно харизматична, но не до того, чтобы сразу начать ее обожать и переживать за нее. наверное, недостача следующего пункта сказывается;
- часто используемая психотравма главного героя тут не прослеживается. да, она разошлась с мужем, у нее какие-то приключения, но в данной части никакого драматизма в этом не видать;
- линейность повествования в целом сохраняется, небольшие флешбэки дополняют происходящее и поясняют его;
- думаю, что перенос основного места действия в теплые солнечные края слегка отодвигает границу жанра, а все потому, что и сама автор переселилась в Испанию и уже не так нуарна, как положено.

то есть мне опять достался качественный, но не слишком типичный образец жанра :)))

а теперь для визуально настроенных киноманов порция картинок.
[кадры]

























фильм просмотрен в рамках кинорулетки " скандинавский нуар"

nordic noir, скандинавский нуар, кинематограф, en plats i solen, 2012, кинорулетка, annika bengtzon, экранизации

Previous post Next post
Up