нам не так уж долго осталось быть здесь вместе

Jul 24, 2017 14:05

Тише... тише, милая Шарлотта                           Вражда  
Hush...Hush, Sweet Charlotte                                  Feud
1964, режиссер Роберт Олдрич                             2017, сериал, режиссер Райан Мерфи и др.




старость вообще горькая тема. а старость звезд - особенно.
мы-то что... мы на пенсию пойдем, будем петунии растить и пейзажи маслом писать. хорошо не жили, так нечего и начинать :)
а у них все главное отберут. не только молодость, красоту, но и самое дорогое - наркотик сцены и экрана, а значит, востребованность.
вот перед тем, как отобрать эту самую востребованность, актрис Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис и сняли в фильме " Что случилось с Бэби Джейн?". а после того, как фильм оказался бомбой, решили этот успех повторить.
главные действующие лица подорвались было сделать все один к одному, но вовремя одумались, что копия никому не нужна. но главный расклад - режиссер, две актрисы и один актер на ведущих ролях и жанр - остались в обойме. как мы помним, Бетт и Джоан находились в перманентном конфликте, что служило и запалом нужной искры, и источником повышенной опасности, и почти с самого начала все пошло не так.

про это отлично рассказано в сериале "Вражда". первые 6 серий повествуют о съемках "Бэби Джейн", а вот последние как раз про фильм "Тише, тише, милая Шарлотта". тут я и поняла, что пришло время посмотреть фильм, заготовленный чуть ли не год назад. когда уже знаешь, что стояло за всей историей, смотреть гораздо интереснее, да и видишь куда больше. но пока что - рассказ о съемках из сериала.



имеющая на режиссера Олдрича некое влияние Бетт поставила условие для своего участия в фильме - частичные полномочия продюсера. едва прихорошившаяся Джоан выплывала на площадку с заготовленным драматическим монологом, Бетт заявляла, что сцена слишком затянулась, вот эту надо сократить, а эту и вовсе выкинуть. Джоан, бывшая не в курсе такого неравенства, оскорбляется и симулирует внезапную болезнь в надежде сорвать съемки и выбить себе бонусы, а добивается только того, что ее заменяют на Оливию де Хэвилленд и выставляют огромный штраф.



в итоге фильм благополучно выходит, срывает свою долю аплодисментов, а Джоан вынуждена сниматься в проходном фильме с партнером-гориллой и писать книгу на тему "как я красиво старею", названия не помню, а суть примерно такова.

собственно о фильме.
это опять история двух сестер, только не родных, а кузин.
юная Шарлотта влюбляется в женатого человека и готова к побегу с ним. про это узнает ее богатый и влиятельный отец и объявляет, что только через его труп. и как по заказу появляется труп - только не отца, а возлюбленного Шарлотты. платье девушки в крови, но прямых улик против нее не обнаружено.



несмотря на все усилия близких, жизнь ее больше не радует, судьба катится под откос вместе с израненной психикой. убийца не найден, а девушка все еще во власти того рокового чувства.
через несколько лет нам показывают постаревшую Шарлотту с косичками и в девчоночьем платье (привет Бэби Джейн), одиноко живущую в семейном особняке, который вот-вот снесут под строительство дороги.



рядом с ней только странноватая служанка, да еще скоро приедет кузина Мириам, чтобы поддержать Шарлотту и помочь ей вынести тяготы переезда.



впрочем, Шарлотта никуда не переезжает, у нее есть ружье, музыкальная шкатулка и могилка отца под балконом, а ну пошли все отсюда!



тут-то и разворачивается новая интрига, главным итогом которой должно стать разоблачение. многолетние тайны раскрываются, знакомые герои показывают свои истинные лица. и все это приправлено мистическими на вид происшествиями, пролитой кровью и запутанными связями между действующими лицами.



амплуа Бетт Дэвис не слишком изменилось - старая девочка в оборках, попытки сохранить образ жизни, как будто нет стольких прожитых лет, и к тому же опять непонятно, виновата ли она в главной трагедии сюжета. а вот Джоан Кроуфорд могла бы сыграть немного иную роль -  Мириам уже не беспомощная калека, а вполне здоровая и прагматичная женщина со своими планами на будущее. впрочем, Оливия вполне справилась, ее более нейтральный и собранный вид создал, вероятно, другой образ, но вполне уместный.

и еще раз я порадовалась, как отлично подобрали актеров в сериале на роли фигурантов. иногда мне вместо Бетт мерещилась Сарандон :)



Сюьзен Сарандон в роли Бетт Дэвис - на мой взгляд, главная удача "Вражды". ее роль, как и характер Дэвис, более искрометная, и в ней больше сарказма, спонтанности, азарта. если в конце сериала Джоан признается, что всю жизнь она не была собой, а только играла разработанную ею роль успешной и безупречной актрисы, то Бетт всегда оставалась сама по себе цельной личностью. правда, ни той, ни другой это не принесло большого счастья и благополучия. если в молодости жизнь была полна приключений и успеха, к старости обе оказались не слишком счастливы и удовлетворены итогами, обе имели сложные отношения в семье, особенно с детьми.
.
понятно, что отдельная сильная сторона сериала - отличные костюмы и декорации. здесь есть где развернуться - в центре эпоха изящных туфель, шляпок, шелков, бархата и вышивки. визуальная составляющая - просто наслаждение. да и актеры многих нынешних сериалов - вполне востребованные и успешные люди. внешнее сходство с прототипами отлично дополнено попаданием в характеры.
Бетт Дэвис и Сьюзен Сарандон



Джоан Кроуфорд и Джессика Лэнг



Оливия де Хэвилленд и Кэтрин Зета-Джонс



но и это не все.
последние серии - вот где катарсис.

одинокая, больная, обреченная Джоан, мечущаяся в лихорадочном полусне, вдруг видит себя в окружении тех, с кем ее связывали многие годы соперничества и сотрудничества. у нее в гостях и Бетт Дэвис, и продюсер Уорнер, и светская сплетница-репортерша Хедда Хоппер. и есть наконец возможность вместе посожалеть о былой вражде, и выпить за дружбу, и покаянно зарыдать на ставшей вдруг родной груди Бетт. "шампанского" - кричит она Мамасите, и вбежавшая домработница парой вопросов возвращает ее на землю с небес. здесь никого нет.



только седая Джоан в ночной рубашке и уставшая от психических срывов хозяйки, но верная и вернувшаяся к ней служанка.
а что же Бетт? может, она и правда тоже хочет мира и жалеет о тех шпильках, которые вставляла под ребра подружке по экрану?
а Бетт, узнав вскоре о смерти коллеги, говорит: "о мертвых или хорошо, или ничего.
Джоан умерла? ну и хорошо".
впрочем, когда на очередной церемонии показывают лица скончавшихся в ушедшем году звезд, она умолкает, увидев лицо Джоан и прекрасно понимая, что это ждет и ее.
секундный кадр в длинной череде лиц. и больше ничего.


олдрич, кинематограф, кинораскопки, feud, 1964, сравнение, сериалы, hush_hush_sweet charlotte, 2017

Previous post Next post
Up