наверное, стоит немного рассказать о нашем объекте. в ту пору стройотряды архитектурного факультета имели два направления - реставрация и строительство детских городков с художественной отделкой. пара дворов в том же районе уже была обустроена нашими ребятами. обычно в экспликацию включались так называемая крепость, пара беседок, какие-то горки и лесенки, что-нибудь еще по мелочам для красоты и удобства.
наш городок проектировала студенческая семейная пара с факультета, и темой был выбран цирк.
посему крепость воплощала в себе как бы парадный выход на арену, с тремя арками и полукругом амфитеатра, а с других сторон предполагались лесенки, шведские стенки и горки. как и каждому приличному двору, этому полагалась агитплощадка (нас попросили сделать такую же во дворе неподалеку), беседка без крыши, но со стенкой, беседка без того и другого, но со столиком - в просторечии козлятник, немного благоустройства и несколько чисто декоративных элементов.
вот здесь можно немного понять структуру крепости, это фото было сделано несколько лет назад и взято мной в сети. сейчас там все заросло, и за зеленью мало что видно.
почти все поверхности надлежало украсить мозаикой, всего примерно 200 квадратных метров. на общестроительные работы были брошены бойцы-пришельцы с других факультетов, на художественные - студенты-архитекторы. надо сказать, художественные ценились намного выше, но на доле конкретных людей в зарплате это не должно было сильно отразиться. при этом часть непрофильных бойцов вполне прилично освоила художественные работы, что не мешало им периодически саботировать нашу деятельность и бунтовать под смешными предлогами.
агитплощадку в соседнем дворе благополучно построили и выложили мозаичный цветок по проекту. старое фото
в прошлом посте , теперь это выглядит вот так:
такое впечатление, что цветок служил мишенью для каких-то стрелковых упражнений. он сохранился хуже всего.
мозаика выполнялась методом сухого набора. в предоставленном нам подвальчике на полу были разложены картоны - рисунок, который надо было смонтировать на стенку, был нанесен в натуральную величину на листах картона. к ним полагались уменьшенные цветные эскизы. целыми днями женская половина отряда ползала на коленках, выкладывая на картонах плиточки извилистыми рядами - лицевой стороной вверх, то есть получающийся рисунок был нам виден. вокруг нас стояли ведра с отсортированной мозаикой, валялись плоскогубцы для откусывания уголков. периодически нас посещали подшефные детки, пытаясь помогать. а еще заглядывали мимо проходящие местные жители, желающие оформить балконы мозаичными русалками. узнав наши художественные расценки, аборигены растворялись в пространстве безвозвратно. собственно, для этого расценки и назывались - нам в любом случае было не до них.
понятно, что настоящая мозаика делается из совсем других материалов, но в наших условиях и кафельная плитка была неплохим ноу-хау, да и время показало, что получилось довольно прочно.
когда заканчивали выкладывать очередной фрагмент, кто-нибудь шел в общагу варить клейстер из муки второго сорта. в принесенном ведре клея вымачивались куски марли, слегка отжимались и в четыре руки наклеивались на выложенную лицевой стороной вверх мозаику. после полного высыхания ее можно было пронумеровывать, резать ножом на куски, складывать стопочкой и везти на объект. там на построенные и покрытые свежим раствором стеночки накладывались листы мозаики и терками/полутерками "прибивались" до получения ровной поверхности, потом снималась размоченная марля и затирались швы.
вот на этом фото виден вертикальный шов, заранее предусмотренный для разрезания мозаичного полотна. на высоте мозаика сохранилась почти полностью.
это классический способ выкладывания кусочков мозаики, основанный на том, что линии располагаются параллельно краям цветного фрагмента и вторят линиям рисунка.
не знаю, использовалась ли когда-то агитплощадка по назначению. но вокруг были ряды лавочек и доска для объявлений. можно было устраивать собрания жильцов, концерты и любительские спектакли. сейчас не осталось ничего, кроме сцены и стеночек.
вернемся в основной двор, к нашей крепости.
итак, арки. их выполняли из монолитного железобетона, в положении лежа, там же во дворе в опалубке. затем покрывали мозаикой. потом поднимали краном и устанавливали на место. подъема не выдержала самая большая арка и рассыпалась, и сообща было решено оставить эту затею. три арки поменьше вполне удались - и даже до сих пор стоят аж две из них, слегка облупленные и с обнажившейся арматурой. но стоят.
сама крепость, конечно, в плачевном состоянии. в глобальном смысле почти все цело. но оторваны листы железа с горок, облупилась штукатурка, повреждены сами стеночки и ступеньки.
но мозаика почти везде цела. замазанная краской, заляпанная грязью, отколотая по краям, "украшенная" надписями, но живая.
и самое главное - на месте мой клоун :)
когда мы поняли, что просто не успеваем выложить свои квадратные метры к сроку, слегка упростили задачу. внутренняя стенка "манежа" была аккуратно заштукатурена, и надо было ее декорировать. в наших подвалах валялись какие-то журналы с картинками, и я нашла там махонькое, со спичечный коробок, изображение аристократичного, красиво сидящего арлекина. увеличила его, выложила и смонтировала на стенку. ну и еще всяких шариков вокруг.
когда мы собирались ехать фотографировать, я боялась, что он совсем плох) но оказалось, еще виден.
а вот тут хоть и плохо, но видно, каким он был) фото под кодовым названием "урны привезли"
тут понятно, что благоустройством мы не пренебрегли. мощеные дорожки, урны, лавки с деревянным покрытием - все делалось как положено.
продолжение следует, я еще не про все рассказала :)
все посты по теме - по тегу
стройотряд