abandoned 1. начало

Jun 21, 2016 19:28

итак, 1983 год, весна. мне сообщают, что у меня летом стройотряд. на нашем факультете и в ту пору это означало одно - я еду строить детский городок в не самом отдаленном районе города, и моя будущая специальность - плиточник-мозаичник, а по необходимости и разнорабочий.


и я такая, не поднимавшая ничего тяжелее ящика с помидорами в нижневолжских полях,  буду месить раствор, тягать мозаику ведрами, проводить 14-часовые смены на горохе коленях и всему учиться-учиться-учиться.
тот, кто все это затеял, уже имел некоторый опыт подобных работ, посему был назначен командиром. меня это не спасало от нагрузок, а заодно нагрузило еще и должностью общественного казначея, ибо я так простодушна в этих вопросах, что большего доверия, чем я, никто не заслужил.
итак, закончив третий курс, мы дружно выехали на местный керамический завод, вооружившись выкрасками с перечнем и количеством продукции, которую мы там должны  были произвести.
мы стояли у конвейера, по которому шла готовая кафельная плитка, и выбирали из нее слегка бракованную. не совсем безнадежную, а просто некондицию. непрокрас, уголок стерт и так далее. нам предстояло ее покрасить, обжечь заново, вывезти, нарезать и употребить.
именно там, у конвейера, я чуть не попала в переплет. в цехе было ужасно жарко, девочки предпочитали работать в юбках, и я в том числе. выбирая плитку с широкой ленты, опрометчиво прижалась животом к кожуху, который прикрывал цепь и огромную шестеренку, на которую эта цепь наматывалась. в кожухе была щель, и вот в эту щель меня втянуло юбкой. а юбка та клетчатая была из трофейного штапеля, отличного качества - руками не порвать. я молча пыталась вырвать себя из колеса судьбы, у меня ничего не выходило, и тут парень из аналогичного стройотряда, стоявший по другую сторону конвейера, заметил это, перемахнул через полосу и выдрал нас с остатками юбки. еще полдня я проходила с вырванным спереди полукругом ткани, вызывая у женщин цеха понимающие взгляды, а у мужчин вопрос "эх, милая, кто ж тебя так?". а я до сих пор вспоминаю парнишку, которого даже не спросила, как зовут. в цехе ходило полно историй с летальным концом в подобных ситуациях.
красить плитку пришлось пылесосом - вручную получалось неровно, полосами. мы брали там же глазурь, добавляли пигменты, размешивали и напыляли краску на плитку. глазурь обычно шла грязно-серо-розовая, реже грязно-серо-голубая, и чтобы получились чистые цвета, приходилось выкручиваться и выгадывать. изредка шла белая и была нарасхват. пылесос пожертвовали авторы проекта, и мы его благополучно убили, возместив потом потерю с первой получки.
свежеокрашенную плитку повторно пускали на обжиг, а потом складывали в коробочки и увозили на будущую стройку.
накрасив нужное количество плитки, мы могли отправиться на объект. в каком-то выделенном нами подвальчике мы садились в кружок, вооруженные стеклорезами, и надрезали плитку на одинаковые квадратики. это было непросто. у тех, кто быстрее всех научился и делал все лучше всех, быстро образовались бицепсы. я по большей части колола плитку, уже надрезанную, на полоски, потом на квадратики - для этого надо было стукнуть другой плиткой с обратной стороны по месту надсечки. также на последних этапах помогали плоскогубцы.
объект был подведомственным двором крупного металлургического завода. он же владел общежитием, в котором нас разместили, и множеством подсобных помещений, в которых мы хранили материалы и выполняли подготовительные работы. в своем дворе мы быстро обзавелись сочувствующими ребятишками,  которые крутились вокруг, оценивали результаты труда и рвались помогать. а вот в общаге...)))
наш этаж наполовину был заселен матерями-одиночками. можно было выйти на общую кухню и застать такую картину: на всех имеющихся стульях сидят  наши мальчики, у каждого в руках котлета, а посередине стоит местная Галя, или Таня, или Лена, и вслух читает книжку. такой вот культурный досуг.
готовили мы в основном сами. покупали продукты и варили что попроще и посытнее. времена были сложные. выручали всякие пельмени, картошка, макароны. изредка брали еду противнями или ведрами в соседней столовой, либо обедали прямо там. думаю, большинство были постоянно голодны - физический труд от рассвета до заката, молодые организмы и все такое. помню, командиру нарезали отдельную буханку хлеба и ставили в миске прямо перед ним.
выходных у нас было полвоскресенья или полсубботы, когда как. можно было съездить домой, поесть, постираться и сменить спецовку на чистую. утром - опять  на работу, пока светло. порой еще затемно продолжали что-то доделывать, раствор вырабатывать, швы затирать.
фото тех лет довольно жуткого качества, и их мало. наш первый участок, неосновной: справа я, слева Таня.


того, кому еще не наскучило, в следующем выпуске ждет подробный технологический рассказ с картинками о сухом наборе и монолитном аркостроении. не пропустите :)

все посты по теме - по тегу стройотряд

мемуары, abandoned, стройотряд, 1983

Previous post Next post
Up