пятерка зарубежных фильмов разных времен и жанров - парочка семейно-бытовых историй с мотивами взросления, гангстерская музыкальная драма, два апокалиптических фильма.
Юг
El sur
1983, режиссер Виктор Эрисе
Эстрелья, живущая с мамой и отцом в Испании 1950-х, проводит много времени с любимым отцом. он многому ее учит - например, искать воду с помощью маятника. но когда он в своем кабинете, нельзя его беспокоить - он проводит важные опыты. но когда его нет, запреты неважны, уж очень ей интересно, чем он занимается.
однажды девочка находит у отца рисунок женщины с надписью Ирена Риос. потом она видит это имя на киноафише. а потом - отца, который выходит с киносеанса. он влюблен в актрису?
маленький сюжет по рассказу. девочка-подросток наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что стоит за недомолвками, периодическим исчезновением из дома, какими-то кажущимися размолвками родителей. ее интересует история, почему ее отец не общается с родной семьей. какие тайны есть у него, и почему он не может раскрыть их любимой дочке.
чего-то особенного не происходит, но есть атмосфера, есть какие-то мелкие говорящие детали, есть загадочный юг, где Эстрелья никогда не была, но где живет бабушка, где прошло детство отца.
и хорошие юные актрисы на два возраста Эстрельи.
фильм-наблюдение, фильм-настроение, фильм встраивания подростка во взрослый мир.
и пасодобль, чью мелодию, казалось бы, невозможно запомнить, но отец и дочь помнят и узнают ее, как привет из безмятежного прошлого.
Клуб «Коттон»
The Cotton Club
1984, режиссер Фрэнсис Форд Коппола
1928, Гарлем
в ночной клуб нанимается музыкант по прозвищу Дикси (прилизанный Ричард Гир). знакомится с артисткой Ниной, весьма самоуверенной и привилегированной певицей - ей покровительствует владелец клуба по прозвищу Немец. Дикси также поручено иногда составлять компанию Нине (Дайан Лейн) - присматривать, охранять, развлекать.
немудрено, что молодые люди увлекаются друг другом, но не без недоразумений и мордобоя конфликтов. они постоянно испытывают друг друга - результатом мелкой разборки стала популярность нового танца с пощечинами, который немедленно подхватили все посетители клуба.
фоном идут гангстерские разборки, в которых я как обычно ни черта не поняла, а также история двух черных братьев-чечеточников, которые наперебой пытаются то влюбиться, то раскрутиться украдкой друг от друга, и тут естественным образом вырисовываются расистские мотивы. занятно, что например гостей в клуб могут пускать только белых, но выступают и черные. или, например, ночевать в отель не принимают пару разных цветов кожи.
не могу сказать, что история для меня была увлекательной - я далека от сочувствия бутлегерам и высокомерным содержанкам, да и не имею пристрастия к джазу.
подставы, стрельба, реки крови, а фоном - не перестающий танцевать чечеточник (это из числа удачных моментов).
когда Нина, захотевшая себе собственный клуб в дар от покровителя, презрительно заявляет Немцу, что она ему не раба, как-то странновато выглядит.
но весьма хороша картинка, музыка (Дюк Эллингтон преобладает), шикарные сцены танцев и вокальные номера, костюмы от Милены Канонеро (Оскар-1985) и отдельные удачные эпизоды.
помимо упомянутых актеров, тут есть также Николас Кейдж, Дженнифер Грей, Том Уэйтс и другие знаменитости.
эстетически выверенный, старательно сыгранный и снятый, атмосферный фильм без особо захватывающей интриги - но это на мой взгляд.
хотя в прокате провалился.
и даже Лейн словила номинацию на Золотую малину за свою роль - в принципе, мне нечего возразить.
Альбатрос
Albatross
2011, режиссер Найалл Маккормик
в провинции на берегу моря держит небольшой отель семья из папы-писателя Джонатана (Себастьян Кох), деловой и строгой мамы Джо (Джулия Ормонд) и двух дочерей - старшеклассницы Бетт (Фелисити Джонс) и младшей Пози.
однажды в горничные нанимается Эмилия (Джессика Браун-Финдли) - довольно развязная и наглая девица, которая моментально завоевывает популярность у всех, кроме мамы, потому что вечно опаздывает и прогуливает, зато веселая, эротичная и невозмутимая. к тому же она объявляет себя потомком Артура Конан-Дойла и якобы тоже пишет книгу.
собственно, ничего неожиданного не происходит - все так, как обычно бывает в таких случаях. семье и так нелегко было управлять отелем, но теперь все летит в тартарары - обслуживание и состояние номеров все больше отличается от написанной Джонатаном книги, которая служит рекламой гостинице.
а девица мастерски интригует, вертит теми, кто это позволяет, и явление Пози ближе к концу с воплем "смотрите, я Эмилия!" просто обрушивает останки жалкого равновесия.
но некоторые сцены, связанные с семьей Эмилии, так бесхитростно трогательны, что осуждать ее становится сложно.
а ее незамутненность оказывается в сущности защитным механизмом.
зато некоторые эпизоды - яркие, смешные, внезапные - вполне могут развлечь зрителя, не склонного к излишней критичности.
чего стоит хотя бы вечеринка на букву "П" ;)))
так что фильм - не выдающийся, скорее на любителя несложных семейных и молодежных историй, но просмотр для меня не был потерянным временем.
Поступь хаоса
Chaos Walking
2021, режиссер Даг Лайман
середина 23 века, отдаленная планета, кое-как колонизированная землянами в поисках более удобной жизни.
в городке Прентисстаун (от фамилии нынешнего мэра) живет Тодд Хьюитт - это имя мы вызубрим уже в первые минуты, ибо он все время повторяет его мысленно, чтобы скрыть свои спонтанные мысли от других. потому что жителей городка однажды настигла неведомая напасть - их мысли стали слышны всем. но - только мысли мужчин. женщины остались в выигрышном положении и могли скрывать все что в голову придет. но наслаждаться этим им долго не пришлось - все женщины были уничтожены. то ли аборигенами, то ли пришельцами, то ли...
в итоге Тодд живет с двумя папами. и именно он замечает кого-то, кто вышмыгивает из их сарая, явно что-то украв. и этот кто-то - девушка.
и именно ему предстоит с ней познакомиться, осознать небезопасность ее ситуации и поучаствовать в спасении, причем в глобальном смысле.
это экранизация первого романа постапокалиптической трилогии Патрика Несса.
фильм смотрится неплохо, актерский состав хороший - Том Холланд, Дейзи Ридли, Дэвид Ойелоуо, Синтия Эриво, Мадс Миккельсен.
но кажется немного простоватым и наивным.
к сюжету возникают вопросы.
само допущение про чтение мыслей как-то очень странновато устроено. и уничтожение самой возможности воспроизводиться тоже. и то, как это показано - ну мы ж не мыслим все время вербально, в основном как-то образами. тут образы тоже фигурируют, но - могут выглядеть почти как реальность.
но задумка вроде бы занятная и даже эффектная, просто не очень реалистично получилась, отсюда нелогичность каких-то поступков и конструкций.
а так - если не иметь особых ожиданий, можно вполне скрасить вечер. немножко драк и погонь, немножко романтики, капелька юмора, совершенно земные пейзажи, грандиозные руины космического корабля. у Холланда неплохо получился простоватый честный парень с набегающими плохо скрываемыми мыслишками о том, чего бы ему хотелось от Виолы вотпрямщас.
так и не нашла информации о вероятном продолжении - видимо, пандемия все планы сломала. а я бы посмотрела.
Тихое место: День первый
A Quiet Place: Day One
2024, режиссер Майкл Сарноски
хоспис, в котором проводит свои дни неизлечимо больная Саманта (Лупита Нионго), совершает выезд на Манхэттен с посещением кукольного театра.
у Сэм всегда с собой кот на поводке, и когда ей говорят - с котом сюда нельзя, она невозмутимо отвечает, что кот служебно-терапевтический.
когда после спектакля девушка решила наведаться в некогда любимую пиццерию, с неба сходят неведомые твари, крушат дома, жонглируют машинами и учиняют пожары. как-то быстро присутствующие вычисляют, что твари реагируют на звуки, и пытаются сбежать или спрятаться. удается не всем. к тому же упрямая Сэм не может перестать хотеть пиццу, тем более что у нее уже сместились понятия риска и смертельной опасности.
одной ей быть предстоит недолго - к ней как к более смелой прибьется студент Эрик (Джозеф Куинн). слегка трусоватый, но на глазах мужающий, когда Сэм потребуется помощь.
понятно, что в небольшом масштабе первый день нам показан во втором фильме франшизы; теперь же мы видим других персонажей в других уголках того же Нью-Йорка. и это чистый фантастический хоррор с небольшими лирическими просветами.
Красински здесь уже не режиссер, но продюсер и сценарист. то есть основной расклад сохранен, но это параллельная линия.
фильм неплох в своем жанре, хотя сама история не слишком развернутая (да и хронометраж невелик), это такая зарисовочка одного дня практически без флешбэков, разве что немного воспоминаний.
больше всего впечатлили, конечно, страшно светящиеся глаза Лупиты в темноте и молчаливый кот.
даже подумать страшно, сколько бы продлилась его история, будь он как наша уже ушедшая Мася.