нью-йоркское метро, африканская река, венецианские каналы и романтические истории
Sep 21, 2024 11:53
пять старых голливудских фильмов со звездными актерами (Кэтрин Хепберн - трижды), снятые звездными режиссерами. порядок, обратный хронологическому - вначале фильм, к которому у меня есть вопросы, зато потом все старее и веселее.
Любовь среди руин Love Among the Ruins 1975, режиссер Джордж Кьюкор
бывшая кинозвезда, даже не стареющая, а уже старая, обвиняется в том, что поматросила молодого ухажера и передумала брать его в мужья. успевший в мечтах что-то с этого поиметь, а также стимулируемый алчной мамашей (явно моложе невесты), жених обращается в суд. Джессика (Кэтрин Хепберн) с помощью приятеля находит себе адвоката Артура (Лоуренс Оливье), который немедленно опознает в подзащитной свою давнюю, но до сих пор хранимую в сердце любовь. ровно 40 минут он ей на это намекает в промежутках между обсуждениями будущей защиты в суде, а она уклончиво не желает признавать, что она его любила и забыла. а потом начинается суд, и становится ясно, что шанс у актрисы выйти сухой из воды есть, но он требует нестандартного решения.
если бы не Хепберн, я бы уснула в первые 40 минут, я и так все время теряла нить повествования, ибо это было чрезвычайно скучно и монотонно. и только ее надтреснутый голос, слышный позади перевода, напоминал мне, что нехорошо пренебрегать усердием пожилой дамы. суд, хоть я не люблю все такое, оказался поживее - выступления рыдающего от страсти жениха и трогательно расписывающей ласки влюбленных его мамаши, а потом артистичные перформансы обвиняемой стороны уже можно было смотреть с интересом.
единственное, что все-таки покоробило - это [спойлер]метод защиты. когда адвокат публично унижает и оскорбляет пожилую даму, даже с целью охмурить присяжных, становится неприятно. учитывая, что это не было уговором, и она на это не соглашалась. примерно так же неприятно было в другом фильме того же режиссера, когда героиня вернулась к мужу, который ее бил, и это также выглядело комедией со счастливым концом. да и болтовни там было не меньше, а то и больше (угадали какой фильм?). в общем, у Кьюкора много прекрасных и даже эпохальных фильмов, но не всё мне, мягко говоря, близко. и при чем тут руины? это главная пара героев так названы? ну-ну. нашла мнение, что это отсылка к стихотворению Браунинга. но есть еще и рассказ Ивлина Во с таким названием, вообще о другом. вроде как альтернативное название (наш вариант в переводе 1977г) - На руинах любви, это может быть более точно по смыслу. но - помимо моих личных претензий, все-таки есть кое-то, к чему не придраться - блестящая актерская игра.
Слова, написанные на ветру Written on the Wind 1956, режиссер Дуглас Сирк
Кайл и Митч дружат с детства. Кайл (Роберт Стэк) - сын нефтяного магната, вспыльчивый любитель выпить. Митч (Рок Хадсон) из небогатой семьи, порядочный и спокойный человек, работает в корпорации Хэдли, отца Кайла. в него с детства безответно влюблена Мэрили, сестра Кайла, девица без особых моральных границ, прожигающая свою безбедную жизнь по злачным местам и сомнительным знакомствам. практически в один и тот же день парни знакомятся с новой рекламщицей корпорации, Люси (Лорен Бэколл), и не успевает Митч что-либо сделать по направлению к девушке, как Кайл стремительным домкратом обрушивает на ее свое обаяние, богатство и всемогущесть. к чести Люси, ее это не обворожило, а скорее насторожило, но все-таки Кайл сумел с помощью нескольких эффектных кульбитов завладеть ее вниманием, а следом рукой и сердцем.
это как бы история треугольника, но он в одном месте он не замкнут, а ощерился боковым лучом - любовью беспутной Мэрили. и это важно, потому что когда произойдет срыв хрупкого равновесия, именно от ее действий будет зависеть развязка. лаконичная, не слишком хитро закрученная, взвешенная драма о верности и вере. о безответной любви. об ошибках. и о том, как чье-то злословие может обрушить чье-то благополучие, и о том, что некоторые ошибки не поздно исправить. конечно, главная тут Бэколл - ее игра очень минималистична, телодвижений мало, выражений лица вроде бы тоже - ан нет, этим минимализмом она успевает многое передать. Мэрили отлично сыграна Дороти Мэлоун и даже, несмотря на страшные серые брови, отмечена Оскаром. что касается мужчин, мне пришлось пересматривать начало, чтоб отличить их друг от друга - все в этих одинаковых костюмах и прическах, не то что теперь, когда один лысый в розовом худи, другой в оранжевой сетчатой майке и с дредами. яркое, внятное, хорошее драматичное кино с не самым пессимистичным финалом.
Летняя пора Summertime 1955, режиссер Дэвид Лин
американка Джейн Хадсон (Кэтрин Хепберн) любит (или вынуждена?) путешествовать одна. на сей раз свой отпуск она запланировала в Венеции. Джейн не расстается с кинокамерой, протоколирует все свои наблюдения. едва зарегистрировавшись в частном пансионате, она прежде всего закидывается дозой спиртного на брудершафт с хозяйкой, а потом идет знакомиться с городом. Венеция очаровывает ее, Джейн смело окунается в круговорот событий, достопримечательностей, знакомств, заводит дружбу с уличным мальчишкой и отказывается торговаться в лавочках. именно там она знакомится с импозантным продавцом антиквариата Ренато (Россано Брацци). какое-то время пытается выдерживать дистанцию, но это ненадолго. курортный роман - это такое... не стоит планировать, не стоит влюбляться, лучше заранее настроиться на временные радости и не забывать про осторожность. Джейн достаточно разумна и самостоятельна, но Ренато такой Ренато. и разочарований не миновать. наверное.
это простой сюжет без особых неожиданных поворотов, но фильм так обволакивает солнечной атмосферой, общим расслабленным настроением, что немедленно вспоминаешь свои самые приятные отпускные поездки и ощущаешь себя внутри фильма. может, даже внутри Джейн :) иногда. забавные сцены - с антиквариатом, например, и с плаванием особенно. вы не видели меня на олимпиаде! романтика, признание самой себе, что даже сильная женщина когда-нибудь не может устоять против чувств, трогательный финал. очень милое кино, такой маленький отпуск в сказочном городе.
Африканская королева The African Queen 1951, режиссер Джон Хьюстон
1914 год. британский миссионер и его сестра Роуз вот уже 10 лет в Африке учат петь псалмы черное население, но слышат в ответ только неразборчивое гудение. и вдруг канадский механик Оллнат, доставляющий им необходимое на своем паровом суденышке, среди других новостей упоминает начало войны с немцами - мол, почту теперь не знаю когда вам ждать. миссионер не выдерживает потрясения, Роуз остается одна посреди пепелища, учиненного захватчиками, и ей не остается ничего, как принять предложение Оллната - выбираться на его "Африканской королеве" куда глаза глядят. с помощью палки и какой-то матери лодочник готовит диверсию, вдохновленный безрассудной Роуз, которая с водопада падает молча, а вопит как резаная при виде пиявок (пишут, не постановочных, настоящих).
кино до ужаса наивное. ну и конечно реалистичности тут нисколько, разве что москиты. зато это весело, динамично и ярко - Африка тут предстает не монотонными пустынями, а заросшей и зоологически оживленной поймой реки. всех положенных зверей нам покажут, внезапные перемены погоды не заставят себя ждать, а немцы будут как положено тупые и рявкающие. Кэтрин Хепберн тут конопатая оборванка в кружевных панталонах с характером манипуляторши. Хамфри Богарт скорее напомнит Фернанделя или Челентано со своим заросшим зубастым лицом, особенно когда передразнивает бегемотов и мартышек. ну а что, про войну тоже бывает веселое кино, нам ли не знать. мне понравилось - задорно и отлично сыграно.
Увольнение в город On the Town 1949, режиссеры Джин Келли, Стэнли Донен
три матроса с корабля получают увольнительную на сутки. их ждет Нью-Йорк с его огромным выбором достопримечательностей и злачных мест, и желательно за 24 часа успеть совместить одно с другим, непременно в компании красивых девушек. при передвижении по городу с песнями и танцами девушки таки находятся - любвеобильная таксистка для Чипа (всю жизнь тебя искала), потом красотка-антрополог для Оззи (ты похож на питекантропа), а вот над третьей пришлось потрудиться. это мисс Турникет июня, чей портрет увидел в метро и кого тут же возжелал Гэйби. все вместе пытаются искать ее, но времени маловато, и Гэйби отправляется на поиски уже в одиночку.
конечно, в первую очередь фильм - музыкально-танцевальное ревю: музыка не умолкает ни на секунду, виды Нью-Йорка мелькают фоном очень быстро, все персонажи танцуют еще быстрее и при этом поют. но и сюжет достаточно связный тут есть, не без неожиданных поворотов и сюрпризов, а также маленьких забавных эпизодов типа (русской?) дамочки с бутылкой виски, спрятанной в самоваре, а еще ближе к финалу восточные пляски - не то чтоб оригинально, но зажигательно и ужасно смешно. ну и песенки жизнеутверждающие с фразами типа "не дам тебе повеситься" и "можешь выдоить меня". есть, конечно, небольшой троллинг в сторону некрасивой девушки, но она так простовата, что не способна обидеться и всем довольна. и, конечно, романтичный, всех примиряющий финал. Джин Келли, Фрэнк Синатра, Бетти Гарретт, Энн Миллер, Вера-Эллен, Джулс Маншин и другие - стоит посмотреть хотя бы ради их хореографического мастерства, ну и для поднятия настроения, конечно.