60 названий любви, 30 лет на экране, 5 наказанных школьников

Aug 11, 2023 18:06

пятерка разножанровых фильмов из 80-90х.
один я пересмотрела, до некоторых давно надо было добраться, а про некоторые до недавних пор вообще не знала.

Мальвиль
Malevil
1981, режиссер Кристиан Де Шалонж



крестьяне, живущие в окрестностях замка Мальвиль, заняты повседневными делами - урегулирование вопросов обустройства территории, хозяйство, дети, дом.
вдруг происходит нечто - свет гаснет, земля трясется, в подвале вина вытекают из бутылок, а еда вылезает из котелков. никто ничего не понял, да и обсуждать почти не стал. многим поплохело, некоторым фатально.
примерно весь первый час недлинного фильма идет постапокалиптическая адаптация - ищут потерянных, зарывают мертвых, собирают, что называется, разбросанные камни в попытках выживания. когда что-то получается, появляются голодные бродяги - и тут все понимают, что миром не обойдется.
в последние 20 минут лихорадочно решаются вопросы сосуществования с другими выжившими, а потом финал, которого не простил автор романа Мерль.

фильм интересен визуально, порушенный замок в темных тонах очень живописен, вокруг грязь, и на ее фоне дивная сияющая лошадь в яблоках.
немножко грязных крестьянок, надеющихся на любовь несмотря ни на что.
седенькая старушка, у которой пунктик на тему всех помыть, одобряю.
ее воспитанник - скорбный умом толстячок, которого все время надобно искать, не натворил ли чего.
достаточно небанальное поведение выживальщиков, очень молчаливое.

жаль, что сюжет столь лишен равновесия, то ползет, то вскачь, мне не хватило того, что обычно интересно в подобных историях.
актерский состав неплох, в роли неоднозначного злодея - Трентиньян.
и хотя финал не предусмотренный, но сделан красиво и даже волнующе.

Потерянное ожерелье голубки / Потерянное кольцо голубки
Le collier perdu de la colombe
1990, режиссер Насер Хемир



средневековая исламская Андалусия.
ученик каллиграфа, вокруг которого все то и дело обсуждают тему любви и ее шестьдесят названий, тоже озадачивается вопросом: что такое любовь и как ее у себя диагностировать? а вдруг то, что он испытывает, подглядывая в дырочку за дочкой учителя, и есть любовь?
в ход идут подкуп плутоватого мальчишки-безотцовщины, обыск книжной лавочки, изучение старинных рукописей и своих и чужих сновидений.

сильно отдающая восточными специями сказочка, полная высокомудрых и высокопарных сентенций, довольно добрая и местами загадочная. для собственно сюжета остается не так много экранного времени. но характерный визуал, теплый колорит и несколько забавных ситуаций придают фильму некое очарование.
восточное многословное и уклончивое красноречие меня давно не прельщают, но милая наивность и трогательный финал все-таки создают приятное итоговое впечатление.

Шоу Трумана
The Truman Show
1998, режиссер Питер Уир



улыбчивый Труман (Джим Керри) живет в красивом городке на побережье и ведать не ведает, что все свои 30 лет он существует  на виду у зрителей шоу имени себя.
за ним следят хитро спрятанные камеры, каждый его поступок оценивают тысячи людей, некоторые вообще телевизор не выключают.
а у него нехитрая работенка страхового агента, миловидная жена, чопорная мамаша, доброжелательные соседи и даже настоящий друг детства - чего еще надо?
но какие-то мелкие сбои заставляют его насторожиться, а тут еще появляется девушка, которая пытается ему открыть глаза, но ей всяко препятствуют.

последнее время стала ценить фильмы с крепким внятным сценарием, четко рассказанной историей, при этом достаточно зрелищные и не заболтанные вусмерть.
так вышло, что я больше знакома с Уиром ранним, времен австралийской новой волны. у него были фильмы, которые сложно объяснить, и остается только прочувствовать. в голливуде же он пришел к более "ремесленному" подходу, делая достаточно понятное и более кассовое кино, но привнес в него нечто от прежнего Уира: какой-то подсознательный сплин, метания не столь очевидные, сколь ощущаемые в долгом послевкусии.
при просмотре я чего только не вспомнила - и "Главного героя", и "Не беспокойся, дорогая", и еще кучу более старых фильмов (и книг), которые не могли черпать у Уира, но перекликаются. идея искусственной реальности не нова, и она неисчерпаема, будет много чего еще, учитывая рост технологий.
"Шоу Трумана" останется чистым образцом такой реальности, созданным вокруг единственного человека, в коммерческих целях, но ставшим второй жизнью для миллионов.

В поисках галактики
Galaxy Quest
1999, режиссер Дин Паризо



затянувшаяся на много лет космоопера доживает последние дни. съемочная команда устала, актерский каст уже почти ненавидит друг друга, пресс-конференции вызывают отвращение. к фанатам выходят, с усилием включая любезные улыбки.
на очередном мероприятии к артистам подходят странноватые люди в футуристических нарядах, выражают почтение и восхищение и просят о помощи. приняв все это за косплей, артисты какое-то время им подыгрывают, но когда командор соглашается помочь им и переместиться на их корабль, оказывается, что вот у них-то, в отличие от сериальной команды, все взаправду. и это не шуточки - им угрожают серьезные противники, которые почти истребили их расу, надо действовать.
командор подтягивает команду, которая вяло сопротивляется и не верит... но термиане перемещают всех на корабль, который они - внимание - скопировали с сериального, приняв кино за документалистику.
и теперь актеры вынуждены стать реальными космическими героями, имея в арсенале только артистический опыт драк, управления кораблем, навигации и всего прочего.

фильм, конечно, пародийный и несерьезный, но удивительно теплый в этой наивности, простоватости, с этими ненавязчивыми отсылками ко всей космооперной классике, даже фоновая музыка приятно напоминает Звездные войны.
эти наивные и добродушные термиане, которым страшно поведать, что на самом деле артисты - это просто артисты, да и убедить в этом нелегко, у них просто не может быть ничего подобного, потому что искусство в их представлении - ложь.
звездный состав фильма явно отрывается, манера игры тут тоже пародийная, с преувеличенными эмоциями.
у Рикмана роль обиженного инопланетного члена команды не слишком выгодная и однообразная; Рокуэллу достался неудачник, которому даже фамилии не дали; а вот Тим Аллен оторвался по полной - и его киногерой любим фанатами (теми, кто не успел от него устать), и в сюжете у него сплошь ключевые эпизоды. ну и Уивер - просто украшает сюжет, очень успешно.
и финальные фанатские эпизоды просто взрыв добрых чувств.
очень приятное кино, не слишком люблю злоупотреблять понятием "ламповое", но это именно оно.

Клуб "Завтрак"
The Breakfast Club
1985, режиссер Джон Хьюз



пятерку старшеклассников приговаривают к наказанию. они должны просидеть субботу в школе и написать сочинение о себе самом.
это школьная принцесса Клер (Молли Рингуолд), девочка-изгой Эллисон (Элли Шиди), хулиган Бендер (Джадд Нельсон), спортсмен Эндрю (Эмилио Эстевес) и ботаник Брайан (Энтони Майкл Холл). за ними присматривает учитель Вернон (Пол Глисон) - так себе присматривает, честно говоря.
им нельзя выходить, разговаривать, спать и много чего еще, но им в итоге удастся делать это все и даже больше.

фильм камерный, персонажей мало, почти все действие - в школьной библиотеке, с редкими выходами в пределах школы.
наказание и запреты определенным образом срабатывают - но совсем не так, как задумано.
эти дети совершенно разные, в обычной ситуации они бы и не здоровались. но общее пространство и общая страсть к сопротивлению невольно их сближают.
получается, что по-настоящему узнать себя можно только об других. человек в вакууме - просто никто, потому что нет поступков, нет оценки, нет последствий. а еще интересно, что они сами по-настоящему все это обдумывают, всерьез.
каждый вырван из определенной среды и ее стереотипов - и оказывается немного другим, чем раньше. а кто-то - совсем не немного.

конечно, фильм поругивали за то, что отношение к родителям оказалось одинаково осуждающим. но - надо же иметь в виду, что это самый бунтарский возраст, он еще не вышел из детского недопонимания мироустройства, но максимализмом уже оброс. стать взрослым - это смерть сердца, так они сказали.
и нет, они не станут другими - это непросто. Эллисон не придет в понедельник в школу в белой блузочке и розовой помаде. или в понедельник придет, а потом нет.
но они поняли про жизнь много полезного. и будут чуть-чуть иначе себя вести.

при всей серьезности и глубине сюжета - это немного безумное, смешное, легкое и зрелищное кино.
смотрела его не слишком давно, тогда куда меньше насмотрена была, но понравилось и тогда, и теперь.
Хьюз - столп умного американского подросткового кино, молодые актеры - красавчики все поголовно.
продолжать смотреть знакомого и не очень Хьюза буду, чего и вам желаю.

malevil, the truman show, пятерка, 1990, Питер Уир, galaxy quest, кинематограф, the breakfast club, фантастика, экранизации, 1981, 1985, постап, le collier perdu de la colombe, 1998, 1999, Джон Хьюз

Previous post Next post
Up