пять очень красивых и в разной мере сказочных фильмов - чем дальше, тем сказочнее.
четыре из пяти - прошлогодние. два из пяти - одна и та же история на разный манер.
Сердце Пармы
2022, режиссер Антон Мегердичев
XV век, Пермское княжество, борьба за власть, и в перерывах - за личное счастье.
будучи еще мальчиком, княжеский сын Мишка обещает жениться на девочке Тичерть, дочке тоже князя - Чердынского. учитывая, что все это происходило в обстановке военных действий с множеством трагедий, а дети чудом спаслись, помогая друг другу, такое обещание, конечно, врезается в память и практически священно.
дети вырастают, встречаются и соединяют свои судьбы - только вот междоусобиц никто не отменял; девочка еще тогда стала ламией; епископ, приехавший миссионерить, против такого брака; а княжество Михаила торчит как кол в глазу у всех окрестных и особенно у Московского княжества, которому платит дань и подчиняется. потому что Михаил не хочет драться, а хочет мириться, с людьми старается быть честным, жену любит, близких уважает.
сюжет основан на реальной российской истории с реальными действующими лицами, мистика привнесена писателем Ивановым в свою нашумевшую сагу, и как тут не снять патриотический блокбастер.
я таких обычно остерегаюсь, и хотя я их мало видела, ощущение, что чисто как зрелище это снято несколько шаблонно.
ласковые бойцовые мужья, любящие красивые жены в самоцветах и кокошниках, хореографически подкованные крестьяне, прехорошенькие детки, злобные аборигены с кровавыми традициями, прекрасные пейзажи, фоновые фольклорные напевы, летящие в небесах журавли и страшные битвы.
но есть, конечно, немало достоинств. боевые сцены я оценить не могу сполна - я недолюбливаю море крови. но, думаю, они мощные и с выдумкой.
отличные актеры в главных ролях - покинувший нас Пускепалис и молодой, но уже очаровавший многих перебитым носом Кузнецов. понравилось, как этот нос обыграли - перебили прямо на экране еще мальчику. Тичерть, конечно, красавица, а как могло быть иначе.
музыка красивая, правда, в одном месте мне померещился нехитрый рингтон: там требовалось ощущение опасности, вот и сработало.
ну и конечно сам посыл - никуда не деться, он актуальный, и речь Московского князя-Бондарчука, произнесенная строго по книге, важная и знаковая для истории, при всех тех противоречиях, которые в ней есть.
в общем, в кино я это пропустила, а дома посмотрела не без удовольствия, ловя ассоциации со всеми виденными подобными, вплоть до Волкодава.
а множество моментов, снятых как-то очень точно и человечно, дорогого стоят. как он поле-то возделывал, спотыкаясь и падая...
проглядев статью про книгу, поняла, что финал ее не стали снимать - оборвали на более-менее счастливом конце, не доводя до трагедии. ну и пусть, нам же лучше.
Пиноккио
Pinocchio
2022, режиссер Роберт Земекис
это практически обновленная копия одноименного диснеевского мультфильма 1940 года. скопированный оттуда рисованный деревянный ребенок прихватил с собой выдуманных рыбку в банке и черного котика, а слезоточивую историю, что он сделан в тоске по погибшему сыночку Джепетто, видимо, добавили в качестве свежего обновления (потом оказалось, что не только здесь, а кто первый придумал - не знаю).
в итоге сюжет столь же благостный и морализаторский, но напрочь лишенный той страшноватости, которую любят использовать режиссеры покреативнее.
конечно, повесточка мимо не прошла, но это как-то уже не интересно. ну черная лысая фея вместо голубой в локонах, ну и ладно.
понятно, наиболее сказочные локации выполнены с душой, китовая погоня головокружительна, для оживления вставлены новые мемы, от "позитивного мышления" мне реально подурнело, панибратское "Пинок" вызвало фейспалм.
а так - для детей вполне годно, если им не дурнеет от незамысловатых моралей.
пишут, что соединение рисованных и реальных персонажей сделано кое-как - я не скажу, что совсем плохо, но котик Фигаро до жути ходульный.
конечно, танцующий Том Хэнкс слегка это скрашивает, и несколько забавных моментов тут есть, и картинка интересная деталями.
но в целом - цель переснятия тут примерно так же сомнительна, как в "Красавице и чудовище".
Пиноккио Гильермо дель Торо
Guillermo del Toro's Pinocchio
2022, режиссер Гильермо дель Торо
эта старая сказка последнее время так часто ставится в кино - интересно, почему, - что пришлось в название добавить имя режиссера.
хотя имена двух других постановщиков не менее знамениты и интересны для зрителей.
дель Торо также использовал многие ходы из уже существующих экранизаций, которых не было в книге Коллоди - например, придумку о том, что у Джепетто погиб сын, и ему захотелось как-то закрыть дыру в душе, обусловленную этой потерей. специально посмотрела книгу, там нет этого. но здесь, вероятно, это просто существенная деталь для погружения в атмосферу и драматичности, и с помощью символа - идеальной шишки - красиво закольцована.
и поэтому бревно, которое начало себя вести нагло еще у мастера Вишни, здесь не фигурирует. оживление деревяшки происходит не сразу и не само собой.
но в этой версии есть своя особенность - действие происходит в Италии времен Муссолини, и это еще один персонаж.
фильм полностью анимационный, он кукольный, очень живой и красивый, а мрачность - любимый конек дель Торо - несомненно обусловлена тяжелыми временами.
естественно, введено много новых персонажей, часть из них - вариации оригинальных, часть связана с эпохой. множество эпизодов также переписано.
зато значительно уменьшена слишком прямая, в лоб, нравоучительность. и сверчок вроде как есть, но он не диктует азбучных истин. всю разницу между хорошо и плохо Пиноккио постигает по ходу действия, и когда наступает момент важного выбора, не сомневаясь делает так, как уже четко считает правильным.
фильм безусловно хорош и бесконечно актуален - не только сейчас.
но мне наверное все-таки ближе версия Гарроне, самые-самые мурашки - в ней.
Запределье
The Fall
2006, режиссер Тарсем Сингх
в лос-анджелесской больнице более чем столетней давности случайно встречаются два подранка.
это пухленькая девочка с загипсованной рукой, таскающая повсюду с собой шкатулку с самыми ценными вещами и влюбленная в медсестру - Александрия;
и актер-каскадер, поломавшийся при выполнении трюка, с самыми пессимистическими прогнозами и депрессией после расставания с любимой - Рой.
к актеру в окно влетает записка Александрии о том, как она бросила апельсином в священника, адресованная медсестре вместе с признанием в любви.
отличное начало, да? и все, что оно обещает, здесь будет.
эта странная дружба оборачивается некоей зависимостью друг от друга. Александрии нужны сказки, лекарство не только от скуки, но и от тоски по отцу, которого давно не видела. Рою нужна поддержка, порой вполне вещественная - добыть лекарства для того, чтобы уснуть.
конечно, сразу вспоминается недавний фильм "3000 лет желаний" - потому что Рой рассказывает девочке сказки в обмен на помощь, и сказки становятся частью сюжета. но именно здесь они вбирают в себя многих больничных персонажей: кто-то становится пиратом, кто-то недоступной красавицей, а кто-то и Дарвином в красных перьях и с прелестной обезьянкой. и реальные истории так переплетаются с воображаемыми, а еще и проникают в сны, что отделить одну реальность от другой все сложнее.
Запределье красиво так, как могут быть красивы экзотические страны, причудливые наряды, беспощадно яркие краски пустынь и тропиков, ажурные арки восточных дворцов и лаконичные громады пирамид, сконцентрированные умелым оператором и фантазией режиссера.
фильм и печален, и сентиментален, и трогателен, но в моих глазах не слащав и не манипулятивен - искренность нейтрализует все подобные подозрения.
Александрия - Катинка Унтару - далеко не шаблонно прелестный ангел, но невозможно милая и непосредственная, а ее беззубая улыбка убивает наповал.
Рой - Ли Пейс - настоящий романтический герой, страдающий и почти сломленный, которого с жизнью связывает очень тонкая ниточка.
а все эти сказочные персонажи - в них и страсть, и героизм, и честь - но все это подано с такой теплой иронией, что просто обнять и плакать.
Аватар: Путь воды
Avatar: The Way of Water
2022, режиссер Джеймс Кэмерон
через 13 лет лет к нам возвращается Кэмерон и показывает выстраданное продолжение очень любимого в народе блокбастера про планету Пандору. народ хитро прищуривается, надевает специальные очки и готовится к чему-нибудь придраться. и придирается. но не очень сильно.
я все-таки выбралась в кино, грех упускать возможность 3D-погружения не только в чудо-лес, но и в чудо-океан планеты, на которую земляне смотрят исключительно потребительски, поэтому ей все время что-то угрожает.
подросшее новое поколение, гуляя в лесочке, обнаруживает новых как бы аборигенов, ведущих себя как захватчики, и становится понятным - настал новый этап борьбы с Землей. помимо истребления природных богатств, враги имеют новую цель - истребить Джейка Салли, обжившегося на Пандоре, имеющего руководящий авторитет и семью. с технологиями земляне поднаторели, в аватары грузят еще больше личностных параметров, ну и аппетиты растут, а сопротивление местных их уже достало.
Джейк вынужден сменить локацию, чтобы отвести зло от своего племени. и обживаться уже в других условиях, преимущественно водных. все время переживая за детей, которые растут смелыми, но чересчур рисковыми.
мне придраться было не к чему. я приняла условия жанра вместе с его условностями, и мне удалось провести 3 захватывающих часа с этой красотой, полетами над и под водой, чудо-флорой и чудо-фауной.
конечно, в сюжете можно найти и рояли в кустах, и мелкие нестыковки, и нелогичное поведение (не раз и не два), но таков путь. путь воды :))
технологии съемки тоже на месте не стояли. картинку я не могу сравнить, это надо пересматривать первую часть в 3D снова, но думаю, что и было хорошо, и стало еще круче. и что Уивер сыграла (а не только озвучила) свою сюжетную дочку - это ж тоже чудо. а подводные съемки - лучшее и красивейшее.