не стала копить 100500 прочитанных книжек, решила отчитаться по горячим следам, пока хоть что-то помню.
на сей раз меня вдохновили инициированные в разных местах беседы о забытых книгах из детства и юности, а также просто поиски в накопленном чего-нибудь годного и полегче для души в определенные моменты существования.
В. Мухина-Петринская, Обсерватория в дюнах
начала читать и тут же поняла, что читала это в детстве - забыть Марфеньку Оленеву, на чем-то там летающую, не случилось.
а вот в целом сюжет не помнила, читала как в первый раз.
действие - примерно 60 лет назад.
девочка, родившаяся у оперной певицы и ученого, была отдана бабушке в сельскую местность, там на лоне природы училась, трудилась и закаляла характер. и когда у нее появилась возможность поучаствовать в исследованиях и проектах, связанных с обмелением Каспия, ни минуты не усомнилась, и окунулась в эту работу, основанную на энтузиазме, любви к морю и небу, мечтах о прекрасном будущем.
вроде бы наивная, но все-таки увлекательная книга о противостоянии формализму и карьеризму в науке, о дружеской поддержке, о выборе. ну и о любви, конечно.
кто-нибудь из нас смог бы нищенку, униженно просящую подаяния, привести в дом и сделать из нее уважаемого, живущего полной жизнью человека? а сейчас про такое даже книжку не напишут.
это вроде бы часть цикла, попробую остальные книги. высокие мечты шестидесятых - это в каком-то смысле целебно.
Фрэнк Тэллис, Комната спящих
врач-психиатр получает место в отдаленной лечебнице, где ему предстоит продолжать дело своего предшественника, а также пополнить свой опыт исследований для разработок новых методов лечения душевнобольных.
он остается практически наедине с ответственностью - руководство навещает больницу по графику, других врачей здесь нет, но есть медперсонал в небольшом количестве, знающий, как здесь принято вести лечение.
все происходит в те времена, когда способы пользования таких больных вырабатывались самые странные, теория граничила с мистикой, медикаменты включали сомнительные средства, а каких-то единых подтвержденных методик не хватало.
и в порядке текущего эксперимента герою досталась комната в подвале, где в постоянном сне содержались шесть женщин с такими психическими проблемами, с которыми не справились в обычных лечебницах. у них очень сложные и тяжелые жизненные истории, а еще они практически никому из живущих не нужны.
для них разработаны особые процедуры, позволяющие не превратиться в полутрупы, по графику их будят, кормят, заставляют как-то шевелиться, а потом снова погружают в искусственный сон. и этот сон не так прост, как кажется, а в лечебнице иногда происходят странные вещи - как будто здесь есть призраки.
завязка сюжета вроде достаточно интересная, но написано это довольно уныло, местами не хватает логики, мотиваций, объяснений. персонажи достаточно картонные, все как-то очень поверхностно.
в общем, мне тут многого не хватило.
Евгений Дубровин, В ожидании козы
послевоенное детство и взросление.
два деревенских братика внезапно получают отца, на которого приходила похоронка, но он оказался жив и вернулся после плена. их свободное необременительное существование под угрозой. привычка ничего полезного не делать, слоняться и жить приключениями накрылась. теперь им придется слушаться Диктатора, помогать родителям и соблюдать режим.
к компании добавляется скроенный из лоскутков типичный карлсон в лице дяди Севы - затейник и выдумщик, зацикленный на своем благополучии, забавный и инфантильный, любящий говорить слова наоборот.
потрясающая книга о смешном и серьезном, о дружбе и немножко любви, о братском союзе, который подвергается серьезным испытаниям, и о родителях, которые в силу обстоятельств упустили воспитание сыновей и теперь не в силах дать им нужное.
написана с изрядным чувством юмора, детальным бытописанием, смех и слезы перемешаны и сильно цепляют.
никаких назиданий и выводов, просто читаем и обдумываем.
посмотрела фильм по мотивам "Француз" - может он сам по себе и неплох, но это не Дубровин ни в чем.
прекрасный авторский стиль исчезает. Веспасиан, которым герой пользуется в каждом удобном случае, выглядит плохо пригнанной заплаткой.
нереальный дядя Сева с его "река Хунцы" сразу выглядит мошенником и клоуном.
ну и усеченный сюжет, конечно, лишает многого важного. хотя актеры там и хороши, и мальчишки интересные, но не такие.
а книгу читайте, это мощно и чудесно написано.
Анна Левина, Брак по-американски
ожидала легкого дамского чтива с юмором и наблюдениями. вначале именно так и было - первая часть почти анекдотично рассказывает о попытках познакомиться в американские девяностые, когда еще не было современных средств, а были объявления, свахи и сочувствующие приятели.
но потом процесс поиска притормаживает - героине нашли жениха, небогатого, но симпатичного дантиста с еврейской мамой и взрывным характером. хоть и не без срывов, но героиня, разведенная дама-программист из Ленинграда с дочерью-подростком, вполне самостоятельная и неглупая, решается на брак.
рассказ идет попеременно от имени матери и дочери, местами довольно смешно, но проблемы нарастают. а местные обстоятельства тут не в помощь, все приходится как-то разруливать, не переставая тратить вовсе не бесконечные средства.
в итоге - достаточно интересно, в автобиографичности автор не призналась, но ощущение, что человек рассказывает о своем опыте или по крайней мере хорошо знаком с ситуациями, не отпускает.
Лоис Макмастер Буджолд, Адмирал Джоул и Красная королева
завершающий роман форкосиганского цикла. нас возвращают к любимой героине из первых книг - Корделии. она уже дама в возрасте (для бетанки вовсе не критичном), задумывается о том, как дальше жить, чем заниматься и с кем делить остаток жизни (потенциально очень длинный).
книга - утешение для тех, кому жаль расставаться с сагой, здесь дана актуальная информация о многих персонажах, а Майлз выступает на втором плане вместе со своей немаленькой семьей.
особо приключенческой книгу не назвать, в ней почти нет ничего головокружительного, но есть неожиданные повороты, которые дают возможность переоценки опыта и чувств, в то же время никого не оставляют на распутье и раскладывают все по полочкам.
у меня осталась еще одна книга, которую я нечаянно пропустила - почитаю ее тогда, когда начну скучать по Барраяру.
Гиллиан Флинн, Темные тайны
история единственной (почти) выжившей из целой семьи. во время нападения она была маленькой девочкой, которая успела убежать, когда ее мать и сестер убивали.
сейчас ей немного за тридцать, она одинока, ничем не занимается, живет за счет отголосков давнего дела. оно было шумным и прогремело на всю страну, и до сих пор есть люди, желающие помочь сиротке, узнать побольше подробностей и даже подвергнуть сомнению обвинение в преступлении ее старшего брата, отбывающего пожизненный срок.
такое ощущение, что писательнице доставляет удовольствие копаться в грязи, создавать неприятных героев, препарировать их образ мыслей и действий.
тем не менее, у нас настоящая жертва, рассказывающая от первого лица о своих переживаниях, но сочувствовать ей не очень хочется - она довольно спорная личность. а знакомство с людьми, которые пытаются расследовать все заново, будоражит в ней новые чувства и сомнения. и она втягивается в новый сбор информации - сначала ради денег, потом из принципа.
читать все это интересно, но достаточно муторно, ощущения грязного, мутного, стыдного передаются читателю.
читала у нее только еще одну книгу, видела две экранизации, пишет она хорошо, но не греет совсем ничем.
Маделин Уикхем (София Кинселла), Испанские каникулы
под псевдонимом скрывается известная писательница, знакомая по всяким Шопоголикам, мне - весьма поверхностно.
молодая семья получает от своего друга предложение отдохнуть в Испании на его вилле, в данный момент свободной. по прибытии обнаруживается, что это не так - сюда только что въехала еще одна семья, приглашенная тем же другом. что это - забывчивость или намеренная подстава?
семьи обе с детьми, места для размещения с комфортом не так уж много, кому-то придется потесниться и поступиться удобствами. пока они договариваются временно сосуществовать, а потом найти какой-то более удобный вариант.
все бы ничего, если бы два человека из разных семей не были бы связаны в прошлом. и связь эта закончилась не сказать чтобы для обоих приятно.
легкий роман для отдыха с небольшими личными драмами - необременительно и в общем-то жизненно.
Сергей Лукьяненко, тетралогия Измененные
недалекое гипотетическое будущее Земли, которая служит опытной площадкой, источником ресурсов и даже в некотором роде колонией для нескольких могущественных внешних сил. поделив между собой сферы влияния, они худо-бедно взаимодействуют, но иногда конфликт интересов порождает определенные боевые действия и разрушения. но это глобальная картинка, которая постепенно вырисовывается по ходу сюжета.
а его герои - вроде бы обычный молодой москвич Максим, живущий собирательством и сбытом нужного инопланетянам лута, две его подруги - обычная и девушка-мутант, и третья, помладше, тоже на пути к сложной мутации.
читается легко и интересно, мир продуман занятно, это сразу удовлетворит и сторонников теорий заговора, и просто любителей космической фантастики, постапокалипсиса и антиутопий.
разве что последняя книга, вроде как бы решающая в распределении ролей и определении будущего цивилизации, несколько грешит высокими материями и абстрактными приключениями, которые поверхностно вроде бы и понятны, но для полного понимания чересчур затейливы. ну и некоторое педалирование параллелей с актуальностью может немного напрягать.
а так - инопланетные приключения, любовный треугольник, подробное описание участвующих в сюжете рас и существ, атмосфера жизни в условиях технической деградации - все достаточно живенько и детально описано. и мысли о том, что нет объективного добра и зла, что все сложнее, чем кажется, и что где-то есть тот, кто над всеми нами стоит и правит - они как арматура для всего цикла.