хроники жизни великого скульптора, художника, архитектора, поэта Микеланджело Буонаротти.
в фильме взят период, когда он заканчивал Сикстинскую капеллу и подписывал контракты на создание гробницы папы Юлия II и фасада Базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. времена были смутные, папский престол переходил из рук в руки, за влияние боролись могущественные семьи Медичи и делла Ровере.
художник, который с ранних лет работал с обеими семьями, оказался между двух огней - его вынуждали бросаться от одного проекта к другому, в итоге он не успевал соблюдать сроки, тратил лишние деньги и, ясное дело, испытывал такое политическое давление, которое вовсе не способствует творчеству.
само творчество в общем-то не стало предметом демонстрации в фильме (хотя меня это интересовало больше). пару раз показали какие-то моменты, несущественные. упор был на отношения с властью, заказчиками, семьей, учениками, соперниками.
впечатляют сцены добычи мрамора в Карраре, занявшие чуть ли не половину хронометража. гений захотел самый большой кусок мрамора в Италии. заплатил много денег за то, чтобы его не расчленяя доставили куда надо. [спойлер]в итоге пришлось расплатиться не только деньгами. производственная драма. собственно, крови в итоге было немало.
поневоле подумаешь про необъявленную сделку с дьяволом. ну а что? видения, припадки, ночные плутания по каррарским горам... ответственность не только за себя, но и за тех, кого приручил - и потеря не себя, но близких.
мерзкий гений - так его называли. преклонялись перед даром, презирали как человека.
удивительно подобраны актеры. на кого бы ни ткнули из действующих лиц в той же википедии, каждый портрет ожил в фильме поразительным сходством.
чудовищно похожий на Микеланджело Альберто Тестоне не только лицо продемонстрировал, но и цельный характер, хотя и со множеством черт, не всегда легко уживающихся в одном человеке. щедрость и скупость, продуманность и легкомыслие, тщеславие и самоуничижение, небрежность в быту и идеальные линии в творениях - все соседствует и не дает покоя.
внимание к деталям, костюмам, локациям, композиции, эмоциям - невероятное. каждый кадр - в рамочку.
всего несколько лет в фильме - а прожить ему было суждено почти 89 лет.
в кино у него нет жены, есть неясные отношения с учениками и преклонение перед женской красотой. все это служит толкам и разночтениям, препарированию его сонетов, в которых даже меняли мужской род адресата на женский.
автор сценария не дает четкого ответа, позволяет зрителям самим сделать выводы - а надо ли?
зато чтобы ощутить гениальность, не надо о ней долго рассказывать. достаточно показать крупным планом, например, руку Давида. и кто мы такие после этого, чтобы его судить?