актеры, телеведущие, психологи и просто понаехавшие
Dec 25, 2021 23:37
довольно много просмотренного российского кино накопилось. сегодня - три фильма, которые мне очень понравились. умное, ироничное кино с актерами, которые именно в этих фильмах и у этих режиссеров раскрываются как ни у кого больше.
Упражнения в прекрасном 2011, режиссер Виктор Шамиров
актеры не могут прекратить играть, даже если на них никто не смотрит, такая профдеформация. а если уж кто-то смотрит - так вообще красота, и где сцена, где реальность - все перемешалось.
в очередную рутинную гастрольную поездку по провинции отправляются девочка-стажерка Алиса (Ксения Радченко) взамен красивой Цветковой, хлопотливый и ответственный администратор (я не администратор, я гастрольный директор - Павел Савинков) и трое бывалых-опытных актеров Евгений (Гоша Куценко), Альберт (Виктор Шамиров) и Василий (Константин Юшкевич). пока Алиса нервно повторяет роль и тренирует скороговорки с камушками или что там у нее во рту, эти трое забивают на все, бухают, орут песни, обольщают встречных девок, крутят друг другу мозги розыгрышами и шуточками... они ко всему привычные, они знают, что и где их ждет, пейзажи за окном уже надоели, а командировки прельщают только возможностью вырваться из дома от ноющих жен, больных мам и суетных детей.
провалы с жидкими аплодисментами пугают только Алису. остальные знают, что разомнутся по ходу, вспомнят роли и возьмут реванш в очередном городишке, где вдруг их настигнут однокашники одного из них. заманят на душную кухню, посадят в красный угол, выразят признание столичной "звезде" и приведут его бывшую любовь. а потом с отвратительным энтузиазмом запоют до тошноты замыленные песни под гитару, и неизвестно, что хуже - "как здорово что все мы здесь" или переделанная под актерские нужды "была бы коробка грима".
впрочем, я знаю, что лучше - спетая в поезде мимо нот "одеялом лоскутным на ней" вдрызг пьяным героем Юшкевича, внезапно в духе Высоцкого. кстати, не могу не отметить, что как бы ни напивался его Василий, как бы не заплетался его язык, в репликах Юшкевича каждое слово четко и понятно, притом что звучит все равно как пьяная речь. не знаю, зачем актеры грызут эти камушки, если не всем от этого есть толк.
на самом деле звезда тут одна - герой Гоши. его узнают везде, просят автографы, сфотографироваться, к нему ревнуют своих любовниц местные чиновники и мафиози. а по жизни это совершенно безответственный и безбашенный гуляка, снявший бездарный фильм, забывающий в гостиницах свой чемодан и только чудом не прозевавший свой рейс.
грустная комедия о повседневности и подневольности, о бесцельности и бесперспективности. такую жизнь можно выдержать только украшая ее кто чем может. простоватая и вечно себя грызущая, голосом отличницы несущая "умные" цитаты Алиса, внезапно став жертвой розыгрыша, вдруг берет себя в руки и принимает условия игры, ну все, она своя... и все пойдет дальше по тем же рельсам, уже и красивая Цветкова необязательна. только Альберт, ощущая эти бесцельно прожитые годы, становится еще грустнее.
Хандра 2019, режиссер Алексей Камынин
бывают дни, когда все сразу случается. что-то теряется, кто-то подставляет, на кого-то сваливаются новости, способные изменить жизнь. и все это происходит с тремя друзьями, понаехавшими в Москву и живущими в одной съемной квартире.
один из них поругался с девушкой, которая легким движением выбросила кучу денег для квартирной оплаты, но все равно не может про нее не думать. другой затевает прекрасное свидание с "актриссой Таней", и тут появляется его внезапно беременная бывшая. третий хочет снять гениальное кино, а ему предлагают то рекламу, то спортивно-патриотическую заказуху. и примкнувший к ним четвертый весь день караулит место с оплаченной закладкой, вокруг которого никак не закончится крестный ход.
неприятности сгущаются, и вокруг друзей как коршуны кружат киргизские гангстеры; социально неравнодушные врачи с отточенными карандашами, нацеленными в глаз; менты, замешанные на растертом глицине; неадекватный режиссер.
совершенно сумбурная история с долей абсурда, замешанная на творческих снах и галлюцинациях.
- это не я придумал, это Лем! - дурак твой Лем!
в основу сценария собраны несколько реальных историй из жизни режиссера и его знакомых.
- а давайте трусы сожжем? - а зачем? - в знак дружбы!
ненавязчивый и небанальный юмор. забавные и неожиданные повороты сюжета. фильм напомнил Тряпсоюз, пожалуй, запишу его в любимые с целью когда-нибудь пересмотреть для настроения. я не люблю несправедливостей, обманов и подстав, но люблю, когда все это хорошо кончается.
несколько знакомых и гораздо больше новых молодых актеров, ну и старая гвардия, иногда в камео. Равшана Куркова, Михаил Тройник, Валерий Гаркалин, Александр Гордон, Тимофей Трибунцев, Юлия Ауг, Екатерина Агеева, Ксения Зуева, Кирилл Ковбас, Данила Якушев, и еще куча народу. и даже Иван Янковский ничего не испортил, прохаживаясь в образе Нетарковского.
Трое 2020, режиссер Анна Меликян
- это здесь вы спали? - мы не спали... - о, это еще хуже.
стендапер и телеведущий Саша Сашин (Константин Хабенский, отчасти пародия на Урганта) так устает от бесконечного лицедейства, от жизни с личным психологом, от невозможности и неготовности перестраивать свое существование, что утяжеляет себя очередным призом и ныряет в Фонтанку. вылавливает его местная поэтесса и гид Вероника (Юлия Пересильд), ведет к себе сушиться, не подозревая, что вытащила из речки телезнаменитость.
а потом Сашин возвращается домой к жене Злате (Виктория Исакова), которая успешный коуч-психолог, ведет консультации и знает, как сохранить семью. и как любому семейному психологу, ей выпадет нелегкая необходимость спасать собственный брак. ибо Сашин не может забыть питерскую блондинку, которая легкая и веселая, не грузит моралями, свистит как птичка, подстраивает туристам свидания с призраками и совершенно неподстроенно демонстрирует гостю обнажившуюся во сне грудь.
интересно, что такой брутальный и пофигистичный в Фее Хабенский тут скорее двуличен. на камеру он такой залихватский, циничный, находчивый, что порой не может остановиться и продолжает паясничать перед женой. с Вероникой он теряет свои суперспособности, он прост, весел, в меру ироничен и немного застенчив. а еще он стареет, лысеет и такой нескладный в этом плащике с узкими плечиками и нашлепке на лысину, впрочем, шутовски обыграть ее потерю он пока что в состоянии.
еще интересно, что в фильме их действительно только трое. камера показывает отчетливо только этот треугольник. все остальные либо расплывчаты, либо мелкие, либо в маске, либо вообще за кадром - только голоса*. операторскую работу оценивают высоко - и не только за это. финальные кадры не просто символичны, но и захватывают дух. и хотя в конце присутствует неопределенность, фильм кажется очень понятным и близким, есть в нем что-то классическое. он легко и увлекательно смотрится, часто вызывает улыбку и, наверное, заставит к нему вернуться когда-нибудь.
после того, как Меликян сняла несколько перемудренный фильм Фея, напичканный разножанровыми и разнородными элементами, ей удалось сделать простое внятное и при этом лиричное кино с крепким сценарием о любви, кризисе и трудном выборе.
немножечко странновато, что в роли стихов Вероники Гущиной выступают стихи Вероники Тушновой. возможно, это намеренно и есть какие-то параллели. но стихи узнаваемые. читает она их, кстати, неплохо. и опять же обращение к православным ценностям - второй фильм подряд. не так акцентированно, но все же не очень понятно зачем.
фильм отсылает к хорошим советским драмам на подобные темы, причем это приходит в голову даже до чтения критики, где они упомянуты. я не буду их называть - сами поймете. каждый из шикарной троицы артистов на высоте. здесь нет плоских или шаблонных характеров. у любого из них есть внезапные раскрытия и неожиданные повороты, и в каждом они органичны. и сопереживать хочется каждому - правда, в разное время.
upd про стихи Тушновой рассказывает Меликян [история любви]«Я очень люблю поэзию Вероники Тушновой. И для меня было совершенно очевидно, что стихи будут звучать только её, - говорит режиссёр. - У Тушновой была очень трагическая история любви. Она любила другого поэта Александра Яшина. А у того была жена Злата. Александр Веронику тоже любил, это была история разделённой любви. Но они не могли быть вместе. И в итоге Тушнова не смогла это пережить и просто сгорела от любви, от рака в прямом смысле. А он после её смерти всё писал, писал ей стихи. И через три года тоже умер, потому что тоже безумно её любил. Это история про любовь, но и про невозможность быть вместе. Моя история по сюжету не имеет отношения к их истории. Но тем не менее имена персонажей для своей картины я позаимствовала у реальных людей».
* также режиссер объясняет, откуда взялась идея о трех героях в кадре - из истории о рублевской Троице.