пять достаточно неплохих жизненных фильмов, среди которых найдется и историческая мелодрама, и черная комедия.
вот от серьезного к комическому я их, пожалуй, и выстрою.
Раскопки
The Dig
2021, режиссер Саймон Стоун
Англия в преддверии второй мировой.
состоятельная вдова Эдит (Кэрри Маллиган) подозревает, что на территории ее поместья курганы вовсе не так просты, как считается. она нанимает землекопа Брауна (Рэйф Файнс) - самоучку, понимающего и в археологии, и в астрономии и бог весть в чем еще. он простого происхождения, человек с уязвимым самолюбием и деликатностью, отчего ладить с ним интересно, но непросто.
Браун и сын Эдит привязываются друг к другу, а тем временем именно в кургане, указанном прозорливой хозяйкой, находится интересное - могильник, поверх которого зарыт деревянный корабль довикингской эры.
собственно, это почти весь сюжет - неторопливые разговоры, редкие недопонимания, плюс терки с властями и честолюбивыми музейными чиновниками, а также побочная ветка - роман приезжей жены специалиста и брата Эдит.
а еще это фильм о том, для чего нужны на земляных работах подпорные стенки.
как у большинства фильмов по реальным событиям, сюжет не слишком насыщенный, но в нем есть обрывки интересных взаимоотношений, занятные подробности успешных раскопок, атмосфера английской провинции, грусть и маленькие радости. ну и для интересующихся - информация о том, чем увенчались попытки хозяйки поместья как-то воздать должное открывателю артефакта, а также защитить найденное от начавшихся налетов на Лондон.
мне бы, конечно, хотелось узнать, что будет дальше с братом и сыном, но первый вымышлен, а сын прожил 59 лет. кстати, настоящая Эдит родила его в 47 лет, в то время как героиня Маллиган намного моложе.
а вот реальная Пегги, у которой был роман с братом Эдит, была серьезным археологом (как и Эдит, чего в фильме почти не прозвучало), с мужем не расставалась еще довольно долго, потом в пятидесятых разошлась с ним и вышла замуж еще раз.
Чудеса
Le meraviglie
2004, режиссер Аличе Рорвахер
где-то в итальянской глуши живет семья пчеловодов. авторитарный папа (Сэм Лаувейк), покладистая мама (Альба Рорвахер) и четыре дочки. сыновей у папы не вышло, и пока что он возлагает все надежды на старшую дочь - Джельсомину. он доверяет ей сложные операции - от ухода за пчелами до вытаскивания жал из своей спины.
а Джельсомина (Мария Александра Лунгу), как впрочем и другие девочки, тихо мечтает о цивилизации.
у семьи случаются сразу два события.
заезжая телекомпания устраивает конкурс "Сельские чудеса", где желанный приз за победу может решить множество проблем семьи.
служба опеки поселяет в семье немецкого мальчика, который успел поучаствовать во множестве правонарушений и даже возглавить часть из них.
консервативный папа не одобряет участия в шоу, а мальчика соглашается взять в качестве помощника.
мы увидим, как окуривают ульи, как выгоняют мед из сот, как уже самым маленьким доверяют следить за процессами, а самые большие приручают пчелок ползать по лицу.
как папа, которому доверили произнести на шоу речь, не находит нужных слов, чтобы выразить любовь к своему делу, к традициям, к этой простой и одновременно сложной жизни.
не могу сказать, что меня как-то всколыхнул этот фильм, но есть в нем что-то. наверное, потому, что он ничего не продает, только показывает)
ту жизнь, которая от нашей очень далека, тем не менее с ней то и дело перекликается.
в ней не происходит заявленных чудес с фейерверками и фанфарами, но мелкие повседневные чудеса - обретение понимания, приятия, согласия - гораздо ценнее.
кому нравится кино без развешивания ярлыков, с какими-то бытовыми мелочами и производственными процессами мелкого хозяйства, этот вполне солнечный и незамысловатый фильм может понравиться.
а для пущей красоты в нем есть настоящий верблюд и Моника Беллуччи в наряде морской царевны.
Последняя капля
On the Rocks
2020, режиссер София Коппола
к кому пойдет поделиться сомнениями замужняя женщина, если ей покажется, что у мужа есть увлечение на стороне?
Лора (Рашида Джонс) начинает замечать, что ее Дин (Марлон Уэйанс) уделяет ей все меньше времени, часто ездит в командировки, часто упоминает свою секретаршу Фиону, а после очередной поездки у него в чемодане оказывается косметичка в розовеньких сердечках.
каждый раз он спокойно находит аргументы, но Лора - слегка замотанная мать двух очаровательных, но неуемных смуглых малышек, она редко выходит в свет, мало общается с кем-то, кроме родственников и таких же замотанных мамаш...
и она рассказывает о своих сомнениях папе - престарелому ловеласу Феликсу (Билл Мюррей). он обожает дочку и внучек, он совершенно убежден, что женщина обязана соответствовать мужским ожиданиям, он флиртует с каждой официанткой на ее родном языке, он очаровывает копов, остановивших его авто за нарушения пдд, он поет сладчайшие песни в караоке, он такой. и он считает, что мужу не надо ничего говорить, прежде чем он организует слежку и контроль всех его связей.
фильм как будто основан на семейной коллизии Лоры и Дина, но Мюррей мастерски переключает внимание на себя, и нам понятно, что у Лоры сложная ситуация: двое близких ей мужчин тянут ее в разные стороны (хотя реального противостояния между ними нет), и ей как-то надо решать, кого из них слушать и с кем откровенно говорить. но пока Дин почти пассивен - ему все время некогда - Феликс развлекает ее, поднимает ей настроение и устраивает рискованные авантюры.
симпатичное, теплое кино, с несколько ожидаемым финалом - но это и неплохо, что-то же должно подкреплять веру в людей.
сцена с часами - ключевая, после нее становится ясно, что момент взросления наступил, и переключение состоялось.
Джонс и Уэйанс, конечно, не в силах соперничать с харизмой Мюррея, это его бенефис.
Как по маслу
Butter
2011, режиссер Джим Филд Смит
один человек Пиклер (Тай Баррелл) как-то обнаружил в себе нестандартное дарование - вырезать скульптуры из сливочного масла. кстати, классический вид искусства, я тоже не знала.
вместе с поддерживающей его женой Лорой (Дженнифер Гарнер) он добился огромных успехов и важного поста в маслорезательной отрасли, занимаясь этим более полутора десятков лет. и вдруг его решили потеснить, дав дорогу новым талантам. он было пал духом и даже пошел по девкам, а вот его жена не смирилась, ибо она больше ничего не умела, кроме как быть женой великого маслореза.
одна девочка Дестини (Яра Шахиди), симпатичная темнокожая кудряшка, все свои 10 лет провела в поисках нового дома и хоть-какой-нибудь мамы. непонятно, почему ей так не везло, девочка смирная и приветливая, но, наверное, и правда в США с приемными родителями все непросто - то эксплуатируют, то помирают.
- почему она не может родить? у нее вагина сломалась?
на сей раз она попала в достаточно приятную семью (Роб Корддри и Алисия Сильверстоун), которые быстренько получили от Дестини поручение заготовить 100 кг сливочного масла, потому что она успела увидеть работы Пиклера и даже что-то там подправить.
и очередное соревнование по маслорезанию превратилось в бой не на жизнь, а на смерть - потому что Лора не сдается, Лора должна победить всеми правдами и неправдами.
хороший фильм, смешной и легкий. все стереотипы, которые в нем присутствуют, добавляют сарказма, ибо поданы весьма иронично. даже расизм - а что, так можно было?
несколько напрягло развитие сюжета во второй части - почему никто не боролся против явной подставы, почему судейство было так странно организовано. против того, что ребенок оказывается благороднее всех этих "странных белых", я ничего не имею, да и финал заслуженный.
искрометная Оливия Уайлд в роли стриптизерши в сетчатых чулочках прилагается.
В этом мире я больше не чувствую себя как дома.
I Don't Feel at Home in This World Anymore.
2016, режиссер Мэйкон Блэр
у одинокой медсестры Рут (Мелани Лински) плохой день. умерла пациентка, а дом ограбили. вынесли ноутбук, антидепрессанты и бабушкино столовое серебро. и сложно сказать, что обиднее - без таблеток Рут свирепеет, ложки ей дороги как память, а ноутбук - это не только материальная ценность.
и тут я вспомнила
Лебовски.
его же особо задел не материальный ущерб, а нарушение равновесия и вторжение в его установившийся порядок.
хотя Рут и Лебовски совершенно разные люди, в каждом из них заводится тугая пружина, запускающая цепочку все усугубляющихся событий.
мало того что ее обокрали - еще и сосед на ее газон собачку выгулял!!!
именно он становится ее поддержкой в борьбе со злоумышленниками, на которых полиция откровенно забила.
почему люди такие м***аки, спрашивает нерешительным голосом Рут, и идет в неравный бой.
соседу Тони (Элайджа Вуд), такому же одинокому и чувствительному как она, зато самостоятельно освоившему восточные боевые искусства, придется расчехлять нунчаки, моргенштерны и сюрикены.
вообще-то я редко смеюсь, когда смотрю кино одна.
но сюрикен меня добил. мама, смотри как я умею!
хорошая черная комедия, с достойным юмором, с кровавой местью, грозными мстителями, драками, перестрелками и погонями.
много очень красноречивых и ярких эпизодов. по заслугам в основном достается тем, кому положено. странная парочка крепнет, наглеет и мужает. при этом у них случаются размолвки на нравственной почве - это не твой тигр!
немножко напомнило еще и "
Не входи", но сделано несколько качественнее и смешнее. да и финал поутешительнее.