на сей раз подобралась стопочка полнометражных мультфильмов. в основном свежих, но не только.
ни одного Синкая, зато целых два Мура и недооцененный Данелия.
Тайна Келлс
The Secret of Kells
2009, режиссеры Томм Мур, Нора Туми
сюжет основан на ирландской истории и легендах.
9 век, Келлское аббатство.
его настоятель Келлах живет здесь с рыжим и любознательным племянником. Брендан очень интересуется древними книгами, а рассказ о загадочном авторе и иллюстраторе таких книг Айдане его просто завораживает. внезапно этот человек прибывает в аббатство и быстро берет паренька в оборот. учит его рисовать картинки для книги, для чего ему требуются чернильные орешки.
времена смутные, Ирландию грабят викинги, аббатство обносят крепкой стеной, но Айдан не уверен, что это кого-то спасет. тем не менее он подговаривает Брендана нарушить запрет покидать стены монастыря, тот решается и отправляется в незнакомый ближний лес осматривать дубы, которые даже не знает как отличить от других деревьев. ясное дело, ему становится страшно, но появившаяся ниоткуда девочка - лесная феечка Эшлинг - помогает и с орешками, и с ориентированием, и предостерегает от опасностей.
первый полнометражный фильм Мура я когда-то начинала смотреть, но бросила. теперь, после двух следующих фильмов, решила все-таки наверстать упущенное. не очень уверена, что фильм дотягивает до сравнения с ними.
сюжет скорее историчен, плюс украшен мифологическими рюшечками, он имеет определенную ценность для изучения ирландской старины, но сам по себе не слишком интересен.
линия с лесной девочкой, которая умеет управляться с волками и прочими опасностями, была почти повторена в Легенде о волках, но более затейливо обустроена.
приключения мальчика, одержимого "волшебной" книгой - если их рассматривать как сказку, выглядят слабовато.
отрисовка живых существ ну очень условная, в ней есть определенная декоративность, но на фоне тонко и со вкусом прорисованных фонов она выглядит бледно.
это, конечно, фишечка всех фильмов Мура, но более поздние герои все-таки обрели больше живости, человечности, выразительности, притом, что локации ничего не потеряли, а просто становятся все разнообразнее и краше с каждым разом. но сюжеты заметно крепчают,
Песнь моря для меня пока вне конкуренции.
понравился эпизод с освобождением из темницы - визуально и музыкально очень красиво сделано, просто завораживает.
а вот упорство дядюшки-аббата разочаровывает, неуклонное слабоумие и отвага. не понимать простых вещей, не верить очевидцам, не внимать явным звоночкам - ну это как-то чересчур. вероятно, дети не будут так придираться, как я.
ну а саундтрек прекрасен, как обычно.
видимо, смотреть все-таки надо было раньше, до Песни моря по крайней мере.
Ку! Кин-дза-дза
2013, режиссеры Георгий Данелия, Татьяна Ильина
полнометражный мультфильм - прощальная работа режиссера.
фильм 1986 года стал культовым, и понятно, что переснимать такие сюжеты чревато неприятием публики.
но Данелия хотел снять этот фильм и в итоге остался им доволен. это на мой взгляд важно, видимо, автор и режиссер нуждался в переосмыслении сюжета спустя 20 лет.
у фильма трудная судьба - отваливались и менялись инвесторы, продюсеры, распускались люди, что-то делалось на голом энтузиазме в отсутствие ресурсов. в итоге фильм снимали и монтировали 8 лет.
всем знакомая история на этот раз начинается в более близкой к нам реальности. герои связываются по мобильному телефону и делают селфи с инопланетянами.
но всеми любимые гравицаппы, кэцэ, эцихи и красные штаны в наличии. локации и герои примерно те же.
всемирно известный виолончелист Владимир Чижов, от которого жена ушла к флейтисту, по дороге с концерта встречает подозрительного молодого человека, назвавшегося племянником и желающего сесть дяде Вове на шею. высокопарный и высокомерный дядя всяко от него увиливает, но встреченный ими в этот момент странный мужчина в ромашковом венке отвлекает их от насущных вопросов. он пытается узнать, как ему попасть на родную планету с помощью некоего приборчика. племянник Анатолик берет все в свои руки и необдуманно нажимает кнопки, посылающие парочку родственников вместе с виолончелью на планету Плюк.
мультфильм намного короче фильма, в нем поменьше приключений и, как мне кажется, гораздо меньше сведений о Плюке, его политическом устройстве, тем не менее основное сохранено. многие вещи повторены достаточно точно, в том числе визуальное оформление, и звуковое. мы услышим и про маму без зимнего пальто, и тарахтение всех местных видов транспорта - все традиционно.
рисовка шикарная, и фоны, и персонажи, и предметы - все выглядит стильно и качественно. инопланетяне уже менее антропоморфны, их интересно разглядывать.
дядя Вова при всех своих заморочках периодически поступает необдуманно, а вот Толик со своей авантюрной находчивостью помогает выбираться из последствий.
есть и новый персонаж - маленькое существо Фитюлька, которая появляется в лиричный момент и подыгрывает Чижову, уже не надеющемуся вернуться на родную планету.
когда я смотрела фильм сразу после выпуска, одним из его названий было "Фитюлька", но сейчас об этом уже нигде не написано. видимо, это такая сущность из душевных глубин самого режиссера. возможно, она условно соединяет фильм с его прошлыми работами. собственно, музыка мультфильма также содержит отсылки к ним, в частности, произведение Канчели «Маленькая Данелиада», но в основном мы слышим знакомые мелодии из "Кин-Дза-Дза".
к озвучке привлечено много известных лиц, не только актеров - мы услышим голоса самого режиссера и его жены, например. меньше всего мне понравился Губенко как голос дяди Вовы, чересчур пережимает и манерничает. но в целом все равно вышло хорошо (только мне опять не повезло - звук в релизе ужасно разбалансирован).
желательно смотреть без предубеждения, просто настроиться на симпатичную фантастическую сказку со знакомыми приметами, и тогда вполне можно получить удовольствие.
много смешного, чуть поменьше трогательного, и никто не мешает ловить отсылки и выискивать параллели с реальностью, но уже теперь и с новой в том числе.
- не бери, у него миражи пиратские!
- нет, у меня и лицензионные есть, дороже!
Вперед
Onward
2020, режиссер Дэн Скэнлон
в мире, похожем на наш, когда-то было много магии и волшебных существ. научно-технический прогресс обесценил чудеса, и их почти не осталось. а эльфы, феи и прочие орки очеловечились и живут все вперемешку, работают, ходят в школу, отдыхают в пабах.
семейство эльфов - мама Лорел и два сына, развеселый самоуверенный старший Барли и незадачливый ботаник-старшеклассник Иэн - празднуют 16-летие последнего. мама передает ему письмо от отца, которого он и не успел узнать, тот умер слишком рано. выясняется, что есть способ вернуть папу в мир живых на короткий срок, чтобы он повидался с выросшими сыновьями.
способ, конечно, магический, и кажется, кое-кто владеет этой магией, но не хватает кое-каких артефактов. и братья пускаются в путь, благо, Барли фанат квестов, и его опыт в данном случае должен пригодиться.
фильм достаточно светлый и добрый, в нем речь о семейных и общечеловеческих ценностях. но сделано это совершенно в стиле детских мультиков. визуал в определенном, очень актуальном стиле - не совсем в моем вкусе, не очень люблю эти раскачанные гипертрофированные фигуры.
все эти шуточки, угрозы, трюки - все такое развеселое, красочное и немножко шаблонное. квесты, правда, вышли в итоге интересные, в духе Лары Крофт, Индианы Джонса и тд. включая внезапного главного босса :)
по ходу сюжета братья сплачиваются, взрослеют, обретают чувство ответственности, заново оценивают важность семьи и взаимной поддержки.
правда, не очень поняла, почему мама в итоге скромно стояла в сторонке и умилялась. это если у нее в кавалерах кентавр, покойный муж уже не более чем отец ее детей? или это потому что фильм сугубо детский?
Душа
Soul
2020, режиссер Пит Доктер
Джо преподает музыку в школе, но спит и видит сыграть настоящий джаз в приличном заведении.
когда его все достает, поступает предложение попробовать себя с настоящей знаменитой саксофонисткой, аккомпанируя ей на фортепьяно. пробная встреча проходит успешно, впереди выступление. Джо летит домой как на крыльях, врезаясь в столбы и не глядя на дорогу, в итоге тело оказывается на больничной койке, а душа в странном месте - и не рай, и не ад, а так, распределитель с множеством душ-светлячков и чиновников в виде контуров с именами Джерри и Терри.
он узнает, что чтобы душа воплотилась в кого-то на земле, ей сначала дают характер, а потом возможность выбрать некую искру, типа смысла жизни.
одна душа №22, которую ему поручают для перевоспитания, на землю категорически не хочет, а может и боится - но строптива, отовсюду сбегает и топорщится при малейшем воздействии.
но так вышло, что на землю-то они оба попали... но в каком виде!
и у них есть совсем немного времени, чтобы что-то исправить и найти то, что нужно каждому.
сначала как-то мутновато вот это загробное местечко, местами нелогично и несерьезно, в расчете как будто только на детей, можно заскучать.
но потом сюжет идет вскачь, становится то смешно, то грустно, кот меня очень порадовал, и все стало нравиться.
вечные вопросы - что нам в конце концов нужно успеть в этой жизни, кто нам важнее всех, что за дело, к которому нужно стремиться, а чем можно пренебречь.
а еще важное, хоть и всем известное. то, что тебе казалось неинтересным, пока у тебя оно было, оказывается прекрасным, когда ты осознаешь, что не у всех это есть, и у тебя вскоре может не быть.
и что кому-то, кто ничего не видел, может понравиться этот мир, потому что в нем есть пицца, деревья, солнце и вентиляционная решетка, про что-то куда более глобальное он и не в курсе.
нарисовано довольно реалистично, особенно фоны, просто прекрасный город с золотой осенью. люди карикатурные, конечно, а души и Джерри вообще условные, но достаточно выразительные.
кого-то очень порадует джаз как ключевой элемент, это не совсем мое, но в данном случае не мешало, а добавляло атмосферы.
ну и финал утешительный, все-таки эта история должна была кончиться хорошо, с морем доброты и взаимопомощи, и жертва должна обернуться наградой.
Легенда о волках
WolfWalkers
2020, режиссер Томм Мур
1650 год.
в Килкенни из Лондона понаехали папа с дочкой. он охотник на службе у лорда-протектора Кромвеля, она любознательная девочка Робин с ручным соколом Мерлином.
город осаждает стая волков, нанося убытки и пугая жителей.
охотникам приказано перестрелять волков, а дальше планируется вырубить лес, пристанище стаи.
Робин тайком следует за отцом с Мерлином и арбалетом; по несчастливому стечению обстоятельств она попадает в Мерлина, и того уносит внезапно появившийся волк.
спустя время Робин в поисках своей птицы идет в лес и находит не только здорового Мерлина, но и волков, которые сначала пугают ее и заманивают в ловушки, а потом раскрывают свои секреты. стаей руководит женщина-волколак, а ее дочка, этакая маленькая разбойница Мэб, становится подружкой Робин.
от папы Робин знает о планах лорда, пытается предостеречь новых друзей, но беда: мать Мэб захвачена в одной из своей ипостасей - волчьей - и рискует быть казненной.
как всегда у Мура, красиво, душевно, трагично и забавно одновременно.
затрагиваются серьезные вопросы мироздания, экологии, ксенофобиии.
история переплетается с мифами, реальность с волшебством.
найти компромисс между людьми и волками, конечно, практически невозможно, но представители тех и других могут объединиться, чтобы спасти хоть что-то.
и конечно музыка Бруно Куле, ирландские напевы и инструментальные мелодии - на мой взгляд, немного не дотягивают до сногсшибательного саундтрека "Песни моря", тем не менее очень красивые и атмосферные.
рыжие волколаки в вихре рыжей осенней листвы, огненные призраки волков на городских крышах, своеобразный пещерный дворец стаи волков с ловушками, водопадами, пропастями и уютными уголками для отдыха. фоны локаций - заслуга художницы Марии Парейя, а характеры персонажей, их своеобразная узнаваемая рисовка и сама анимация - дело рук самого режиссера и Росса Стюарта.