Аризонская мечта Arizona Dream 1993, режиссер Эмир Кустурица
все начинается с рыбы и ею же заканчивается.
все, что между началом и концом - история Акселя (Джонни Депп), который просто метит нью-йоркских рыб датчиками и не помышляет ни о каких переменах в жизни. но богатый дядюшка (Джерри Льюис), торговец кадиллаками, настоятельно зовет его на свою очередную свадьбу, чтобы уговорить войти в дело.
Аксель соглашается только потому, что дядя заменил ему рано ушедших родителей. знакомится с невестой (Полина Поризкова), проводит время с кузеном Полом (Винсент Галло), который бредит актерским поприщем. попытавшись работать в дядином салоне, знакомится с покупательницей Элен (Фэй Данауэй) и ее падчерицей Грейс (Лили Тейлор). между дамами острая неприязнь, генерируемая в основном Грейс, недовольной тем, что мачеха привносит в нее какие-то свои черты. собственно, параноидальные и суицидальные наклонности девушки делают невыносимой не только чужие жизни, но и ее собственную.
пока мачеха очаровывает парней, заглядывая под днище машины и отвертывая винтики у фар, Грейс брюзжит, что больше 500 долларов на машину ей не видать. ее отца уже нет, и она распоряжается финансами, что вынуждает женщин терпеть друг друга. Аксель и Пол напрашиваются в гости к дамам, и у Акселя начинается совершенно головокружительная жизнь с Элен. которая, в отличие от Грейс, мечтательна, любит жизнь и хочет летать. Аксель подхватывает все ее затеи, и они с упоением мастерят летательные аппараты, которые по ночам крушит кувалдой Грейс.
а Грейс, присматриваясь к Акселю, начинает понимать, что ей нужен именно он.
совершенно восхитительная и вдохновенная Данауэй, искренняя и суматошная, живущая на всю катушку и ничего не делающая в полноги. я никому не говорила, что умею летать. потому что если кто-то узнает, то от этого можно упасть.
интригующая и без тормозов героиня Тейлор. если вы увидите, что кто-то собирается повеситься на колготках, предупредите его, что будет ужасно смешно вне зависимости от результата.
забавный и упертый Пол, чьи выученные наизусть сцены из любимых фильмов то и дело воплощаются в жизнь самыми фатальными способами.
грозный и смешной одновременно дядюшка, то вышагивающий в недошитом пиджаке и трусах, то ловящий карликовую свинку, бегающую меж кадиллаками, но вызывающий реальную боль, когда ему плохо.
и в центре всего этого Депп, которому снится рыба с двумя глазами на одной стороне головы, которую поймал эскимос, и эта рыба, повиливая хвостом, летит к нему с далекого севера. когда рыба становится взрослой, у нее глаз переходит с одной стороны на другую.
как всегда, Кустурица смешивает в адской концентрации все вкусы жизни: сладость единения, горечь предательства, жгучую кислоту лжи, соль правды. когда хочется то рыдать, то в голос ржать, у меня это признак того, что кино станет любимым. на всякую фигню я так не реагирую.
а еще то, что написать о фильме, не пересказав хотя бы половину, сложно - мысли о просмотренном никак не выстраиваются в красивые умозаключения, а поделиться адски хочется.
ну а то, что где-то рядом пробегал Игги Поп, написав на пару с Бреговичем половину песен и красиво их исполнив, не может не добавить много плюсов к моему восприятию. песня In the Deathcar всегда была любимой, а после просмотра "Мертвеца" с Деппом и Попом сразу настраивает тонкую ниточку связи между этими двумя фильмами.
в Arizona Dream множество отсылок - от Хичкока до Платонова. имя героя сконструировано из Акселя Роуза и Ричи Блэкмора. сидя в паре шагов от Акселя, Пол вешает на уши девчонкам в кинотеатре лапшу про актеров, назвав в том числе Деппа.