Странники терпенья 2018, режиссер Владимир Алеников
есть такой человек - режиссер-сценарист-писатель-переводчик-поэт-драматург-продюсер, Владимир Алеников. совершенно не помнила такого имени, но оказалось, это автор в том числе Чучела-Мяучела, Петрова и Васечкина. снял множество фильмов, некоторые в Голливуде, среди них несколько довольно известных. все это я узнала, отвлекаясь от просмотра его недавнего фильма, урвавшего несколько фестивальных призов.
по мере просмотра все время ждала, когда мне начнет нравиться. ну как же - в главных ролях Константин Лавроненко и молоденькая польская артистка Майя Шопа, сюжет в рамках эротического триллера на тему "гений и злодейство", а также "абьюз и искусство".
маститый фотограф Андрей Берг на своей выставке присматривает в модели юную девушку в платьице с крылышками. знакомится с ней, она оказывается приезжей глухонемой театральной актрисой.
Марина легко соглашается пообедать, потом поработать, потом переночевать, потом сфотографировать себя в постели голой (как бы притворяясь спящей). перед этим Андрей честно сообщает, что одна из его страстей - эротическое фото.
Марину это нисколько не смущает, наоборот, она явно предвкушает приключения, о чем спешит намекнуть подружке по телефону. мужик-то видный, дом шикарный, заработок, а потом мало ли...
(дальше спойлерно, ибо нефиг)
с каждым часом интрига сгущается. девушку все больше раздевают и тюнингуют, при этом не выпуская из дому. Андрей становится все более увлеченным идеей снять потрясающий фотосет, ради которого он сажает ее на цепь, стрижет наголо, самолично делает маникюр.
поняв, что игрушки кончились, Марина пытается вырваться, но длина цепи мало что позволяет, кричать или говорить она не может (сюрприз, я-то думала, она притворялась для интриги), а все удачные рывки пресекаются возвращающимся хозяином.
чего ждать от такой истории? какой финал предпочтет автор? девушка попалась достаточно строптивая и при этом умеющая побыть покладистой, чтоб не убили.
она ни разу не села ждать, что будет, когда фотограф впадет в раж. она пилит наручники, она бросает на улицу бумажные самолетики с записками, она пытается кинуть крик о помощи в интернет.
и когда уже Андрей почти неприкрыто испрашивает у священника предварительное отпущение грехов за насилие над натурой, возомнив себя очередным Микеланджело, вдруг случается чудо, автором которого собственно выступает Марина. она провоцирует его на панический звонок в службу спасения, и наконец обретает свободу - израненная, лысая, изможденная.
и что теперь? возвращается к людям залечивать раны и задвигать поглубже в тюрьму своего мучителя? ахах. еще версии есть? ну да, ну да. угадали.
[самый финал]пройдясь по пустому особняку, Марина видит свои фото. как она сидит прикованная к столбу под дождем. и понимает, что это прекрасно. и автор фото тоже чудесен. она выбегает из дома в чем была - в трусах и в галстуке рубашке и бежит-бежит за воронком, в котором увозят ее мастера. в ее глазах любовь. наверное, это правда жизни. все в курсе про стокгольмский синдром. все уже знают, как трудно уйти от абьюзера. все слышали, что можно его любить и оправдывать, пока он тебя не убьет.
а Андрей в сущности не такой уж жестокий. подумаешь - на цепи держал. так он кормил! поил шампанским! купал в ванне! приносил цветы!!! он говорил, что она сама виновата, что он вынужден ее наказывать. при этом даже не бил, все раны она сама себе нанесла, таскаясь по дому в кандалах, разбивая окна. он-то просил у нее потерпеть два дня, пока он создаст шедевр! чего ей стоило немножко подождать? пару лет назад, видимо, такое кино могло быть одобрено обществом - за правду жизни.
сейчас, когда такие реальные эпизоды на слуху, да еще куда более жестокие, ничего, кроме раздражения и отвращения такой финал не вызвал. как можно романтизировать такую историю? завершать ее любовной сценой? может быть, если придать этому более критичный взгляд, оно выглядело бы уместнее. но тут ничего, кроме романтики.
кстати, я вместе с Андреем была рада, что Марина не умеет разговаривать. почему его это радовало - понятно. а меня потому, что если бы она говорила, она бы наверняка лепетала сахарным тонким голоском, как порой бывало в советских фильмах. у нее такая кукольная внешность, вечно приоткрытый ротик, молящие глаза. даже ее решимость и попытки выбраться не отменяли этого выражения лица.
фильм донельзя линеен и изобилует подсказками. когда Андрей, чтобы на вернисаже услышать мнения о себе, открывает ящики с усами, париками, переодевается престарелым хиппи - ясно, что это мастер маскировки.
когда он показывает Марине свои богатства - старинных пупсов в клетке, а еще у него есть дог (правда, довольно добрый) и куча фото, по которым можно много чего предположить.
при этом в фильме практически нет секса (только обнаженка в изобилии, да и то относительно корректная), нет прямого насилия в виде избиений, есть достаточно красивые декорации, яркая картинка. но мне ни разу не стало интересно - все как-то шло по накатанной. благо, фильм недлинный, досмотрела под вязание.
актриса, хоть я не очень люблю этот типаж - молодец, ей много чего пришлось вынести, и она справилась. думаю, этот фильм у нее как боевое крещение.
но финал... он не просто оправдывает насилие, он идеализирует его. в наши-то дни... эх. на мнение общества (о фильме, если кто не понял), собственно, мне довольно фиолетово. а вот мое мнение как-то не очень благоприятное сложилось.