года полтора назад скачала две версии Метрополиса. друзья уверяли, что будет весело. не обманули.
я быстренько посмотрела полную версию, накатала немного впечатлений и отложила публикацию до тех времен, когда посмотрю раскрашенную и озвученную Джорджо Мородером реконструкцию.
этот момент наступил. могу с чистым сердцем предъявить потрепанный черновик и стопку или даже две собственноручно нарезанных картинок.
Метрополис Metropolis 1927, режиссер Фриц Ланг
чуточку побаивалась начинать просмотр - и хотелось, и опасалась того, что будет скучновато. ох как я заблуждалась :) два часа пролетели на одном дыхании. я недооценивала возможности немого кино 1927 года выпуска.
в общем-то это не просто кино. это почти балет, только без фуэте. отличная симфоническая музыка, в которую время от времени встроена Марсельеза, служит фоном для фантастической истории, а актеры, вынужденные выражать эмоции безмолвно, достигли такой степени выразительности, что все вместе воспринимается как очень вычурная, сильно стилизованная и условная, но все-таки гармоничная пантомима. все, что мы видим, в дальнейшем послужило базисом для разнообразной кинофантастики, и порой кажется, что я все это уже видела. но это именно отблески впечатлений, которые наконец собраны в пазл.
футуристический город вертикально делится на зоны. самая нижняя - для рабочих, там производство и жилье.
самая верхняя - офисы, жилье и сады наслаждений для элиты общества.
правда, еще ниже есть катакомбы, и считается, что они заброшены. и элита не в курсе, что в этих катакомбах происходит подрывная деятельность. красивая девушка Мария собирает работяг и рассказывает им, какой жизни она хотела бы для всех и как этого достичь.
интересно, что она не призывает немедленно на баррикады. мы все разрушим, чтобы построить заново - не ее лозунг. она в курсе, что вся эта пирамида разрушится от малейшего повреждения структуры, и в живых может не остаться никого. тем не менее она ведет детей из подземелья посмотреть на райские сады и баловней судьбы, бегающих между пальм и фонтанов наперегонки с полуодетыми девушками.
помимо Марии, главные герои - властитель и инженер всей этой пирамиды Фредерсен, его романтичный сын Фредер и безумный изобретатель Ротванг, когда-то влюбленный в жену Фредерсена, умершую в родах. он строит киборга с лицом Хель, чтобы вернуть ее в мир живых.
узнав о Марии, Федерсен планирует разрушить ее подрывную деятельность, для чего Ротванг должен придать роботу уже облик Марии и запустить сценарий, в котором Мария предстает революционеркой совсем другого толка и в итоге теряет доверие рабочих.
но тут у каждого свои планы и свои цели. каждый пытается сорвать другому его игру. в итоге в тщательно отстроенном мирке воцаряется хаос и зреет катастрофа.
в фильме очень наглядно задействованы библейские мотивы, а его идеология, думается, может быть трактована очень разнообразно.
недаром этот фильм приглянулся Гитлеру.
в любом случае, здесь достаточно материала для толкования и изучения, а сюжет довольно насыщенный и не даст заскучать.
народу в съемках задействовано огромное количество, декорации и робот изготовлены с помощью самых продвинутых специалистов эпохи. а фильм в прокате даже не окупил огромных капиталовложений.
видимо, для того, чтобы дозреть и стать величайшим произведением фантастического немого кино много лет спустя.
есть несколько версий.
сначала я смотрела двухчасовую, с наложением музыки Готфрида Хупперца и русской озвучкой немецких титров. качество отличное, между прочим. и музыка тоже.
теперь увидела и почти полуторачасовую версию под титулом "Джорджо Мородер представляет". как известно, это ретороманец, музыкант и во многом человек, сделавший диско таким, каким мы его знаем. в его послужном списке множество музыки к знаменитым фильмам, сотрудничество с поп- и рок-звездами, а также фактически создание приличного количества звезд диско.
в 1984 году он выпустил свою версию Метрополиса.
эпизоды раскрашены разными цветами, не в деталях, а полностью кадрами, только иногда с использованием в кадре 2-3 цветов, но чаще - одного. гамма, естественно, отражает настроение и эмоции от происходящего. также подложены естественного происхождения звуки - шум воды или работающих механизмов, звук колокола, тиканье часов и другие. но основной саундтрек - песни, как в стиле диско, так и рок.
вот что он включил помимо фоновой музыки собственного сочинения в фильм (собрала из нескольких кадров). Радио Га-га нет, как видите, но оно мне все время мерещилось - много похожей музыки.
ну и еще немножко картинок из раскрашенной версии.