вообще перестала писать про сериалы и книжки.
с сериалами постараюсь разобраться в ближайшее время, а про книжки напишу тут хотя бы частично, вытаскивая на свет божий забытые черновики и недавние впечатления. как водится, 90% развлекательного чтива :)
Элайза Грэнвилл - Гретель и тьма
как жить, если терпеть эту жизнь невозможно? как вынести ужасы сиротства, издевательств, домогательств, беззащитности, голода, если ты маленькая девочка, привыкшая быть своенравной королевной, и тебя некому было воспитывать и учить правильно жить. хотя нет - воспитание было, весьма своеобразное. вместо всех педагогических приемов служанка Грет применяла для воспитания Кристы один-единственный - рассказывала ей страшные сказки, не обходя вниманием жестокости, расчлененку, убийства. Кристу этим сложно удивить - она видела смерть близких людей. и эти сказки она впитывала, запоминала, сочиняла новые и рассказывала их своей кукле Шарлотте. а когда у нее никого не осталось и стало еще страшнее, вокруг нее оказались люди, которые считали, что надо учиться мысленно путешествовать, чтобы абстрагироваться от происходящего, придумать себе спасение в другом мире и, может быть, все хорошо кончится.
другая сюжетная линия. доктор принимает участие в лечении найденной покалеченной девушки без роду и племени. понять, откуда она, не получается даже тогда, когда ей становится лучше и она может разговаривать. девушка настаивает, что она не человек, а автоматон, и у нее есть задача - уничтожить чудовище. все это происходит на несколько десятков лет раньше, чем приключения Кристы, и начать понимать, как соприкасаются эти истории, можно уже в середине книги.
бесконечно темная и захватывающая история, полная сказок, считалок, песенок, из которых можно вычленять некую канву, объединяющую всех героев этой книги о фашизме и концлагере.
Тана Френч - В лесной чаще
много лет назад в ирландской провинции исчезают дети. один из них найден, но у него провалы в памяти, он не помнит, где был, почему у него на носках кровь, а на футболке странные дырки.
спустя годы этот мальчик становится детективом, а в том же городке, куда он вернулся после учебы, происходят какие-то странные вещи. исчезает девочка, у героя есть подозрение, что это связано с давними происшествиями.
ему пришлось скрыть свою причастность к давней истории, чтобы не отстранили от розыска. но чем больше он раскапывает, тем сильнее накрывает его то, что он хотел бы забыть.
расследование затронет темы семейного насилия, коррупции властей, манипулирования и искусного плетения лжи. параллельно разворачиваются отношения героя и его напарницы, испытание их крепкой дружбы.
немножко корявый перевод с неточностями. но все равно затягивает. есть еще несколько книг-продолжений, со временем почитаю. и экранизация, кажется, существует скоро будет.
Александр Макколл Смит - Женское детективное агентство №1
африканская женщина, вдова, интересующаяся книгами и всем, что происходит в мире, находит применение своему любопытному и справедливому характеру. она открывает в Ботсване первое женское детективное агентство. просто ремонтирует купленный домик на перекрестке, нанимает секретаршу, вешает объявление, садится и ждет...
и клиенты находятся с первого же дня.
дела в основном чисто бытовые - обманы, кражи, пропажа людей. но случаются и опасные задания, связанные с убийствами, местной магией и даже мафией. Мма Рамотсве пользуется тем, что знает своих соседей, имеет связи в автомастерской, медицине и полиции, она общительна и ей доверяют.
понятно, что серьезные преступники обведут такую дамочку вокруг пальца. но в целом ей все удается.
книга очень простая и добрая, по наивности немножко похожая на детские сказки. можно много узнать о Ботсване и ботсванцах.
есть и сериал, может быть, я его посмотрю.
Мария Кикоть - Исповедь бывшей послушницы
реальная история девушки, захотевшей в монастырь.
в миру она была фотографом, вела вполне светскую жизнь, но в ней давно назревала готовность жить монашеской жизнью. монастыри рисовались ей довольно пасторально: честная смиренная жизнь в трудах и молитвах. проезжая как-то мимо уединенного монастыря, получила приглашение побыть в нем в качестве гостьи, и прониклась еще больше.
получила благословение, сменила ряд соответствующих учреждений и обрела постоянный приют в Рязанском женском монастыре. и познала всю эту кухню, скрытую от глаз простого обывателя.
поражает то, что в данном заведении процветают, наряду с трудами и молитвами, наушничество, культ личности руководства, лесть, ложь, клевета, запрет на личное общение, огульные обвинения во всех грехах при малейшем неподчинении. на все жалобы вышестоящему руководству ответ: это тебе испытание, бог лучше знает, что для тебя хорошо.
стоит отдать должное Марии, она долго терпела и старалась принять неизбежное. но уподобляться тем, кто в струе, просто не смогла. в итоге покинула монастырь.
каких-то особо жареных фактов, на которые намекают отзывы и аннотации, в книге нет. но и без этого много такой правды, которой не хочется знать. книга не направлена против монастырей и религии - она протестует против явлений, которых там не должно быть, но они не только есть, но и поощряются.
автор не профессиональный писатель, местами книге не хватает редактуры и корректуры, но язык живой и образный, информация интересная, подача эмоциональная.
Джеймс Хэрриот - Среди Йоркширских холмов
была наслышана про эти записки английского ветеринара, вот наконец добралась.
Джеймс Уайт начал работу незадолго до второй мировой в небольшом городке, и это послужило основой для его рассказов. ветеринары, конечно, тогда занимались в основном сельскохозяйственным скотом, плотно работали с фермерами. режим работы предполагал необходимость выйти к животным в любое время дня и ночи. но порой приходилось выручать не только заболевших коров, овец, рабочих собак, но и избалованных домашних любимцев. и это соотношение менялось на протяжении его службы в пользу мелких собачек и котиков.
коллеги, члены семьи и знакомые имеют реальных прототипов, но в книге они названы другими именами. да и псевдоним писателя - фамилия вымышленная, дабы его книги не являлись рекламой услуг.
но ситуации в рассказах настолько живые, а люди такие разнообразные, что читать это оказалось чрезвычайно интересно. труд ветеринара был тогда намного сложнее - не было ни резиновых перчаток, ни чудодейственных препаратов и инструментов. его подготовка с годами устаревала, а подучиться было негде и некогда. но при малейшей возможности он брался испытывать методы и препараты, о которых узнавал из журналов и от более молодых коллег. но это не сразу...
а первое время вызванный к корове, которая не могла растелиться, ветеринар раздевался по пояс - в любых условиях - и засовывал голую руку до плеча в чрево животного, чтобы повернуть или зацепить теленка и помочь ему появиться на свет. а потом мыться, если хозяева дадут ведро воды, а может, и не дадут :( и кусок мешка вытереться.
хороши портреты хозяев животных, с очень разным отношением как к своим питомцам, так и к ветеринарам. кто-то их считает чуть ли не небожителями, кто-то дармоедами. кто-то подшучивает, кто-то обманывает. но наш врач добр, насмешлив и склонен не обострять конфликтов.
особенно трогательны рассказы о животных, к которым очень привязаны их немолодые одинокие хозяева. для таких Хэрриот был готов испробовать все возможные средства и методы, и порой имел успех, продлевая им жизнь на годы. а еще про семейство диких кошек, которых начал подкармливать и приручать, они долго не шли на контакт, пока не понадобилась помощь.
в общем, книга очень добрая, с юмором, главное - не делать как я: не читать за обедом.
Эдуард Веркин - Место снов
попадание в виртуальную реальность - ход не новый, даже уже привычный, тем более в молодежной литературе. но Веркин как-то сумел придать этому жанру новое значение.
подросток по фамилии Зимин - бывалый геймер. как-то встречает знакомого, мелкого барыгу по прозвищу Ляжка, который хвалится новым товаром. эту игру давно запретили, потому что не все из нее выходят без потерь, но один экземплярчик откуда-то нашелся. и эти двое запускают диск и моментально вдвоем оказываются прямо там - в придуманном мире.
мир этот воплощает мечты самых разных людей. мечты между собой плохо сочетаются и даже конфликтуют, отсюда необычные явления в количестве. границы между локациями резкие, обитатели странные, предметы еще страньше. поначалу мир слегка враждебен, но потом выясняется, что в нем можно довольно интересно существовать. а главное - постепенно прийти к тому, о чем мечтаешь, только надо пережить чужие неудобные для тебя мечты и научиться соотносить самые шальные желания с их возможными последствиями.
Зимин в общем-то фигура симпатичная, парень он добрый и думающий, а вот Ляжка как был барыгой, так и остался. в первую очередь они попадают в рабы к некоему Персивалю, ими помыкают и недокармливают, но потом все становится интереснее. тут и возможность самоопределения, и первая несчастная любовь, и моральный выбор - кого можно убивать, кого порабощать, в какую сторону менять реальность. Зимин даже умудряется исполнить свою виртуальную мечту, но она быстро ему наскучивает. зато Ляжка полностью вписался в свои потребности и безнаказанно бесчинствует.
написано довольно лихо, остроумно, диалоги весьма забавные. правда, кому-то покажется этот по сути дорожный роман затяжным - все на любителя. но мне всегда было интересно, как это может получиться - мир, созданный тысячами людей не согласованно, а вразнобой. и получается, что у людей довольно скудная фантазия, для собственного увеселения они дружно выдумывают какую-то однотипную чепуху, а вот выстроить отношения в этом мире - очень сложная задача. но создать для себя маленький уютный оазис и окружить себя подходящими людьми вполне вероятно, хотя бы на какое-то время.
и персонажи интересные получились. вот этот неоднозначный Персиваль, его подружка со своим драконом, все эти встречные гоблины и гномы, и конь Игги (Иггдрасиль полностью), доставшийся в наследство, и механический пес, мечтающий о собственном имени... а для гиков тут просто море разливанное отсылок и пасхалок.
в общем, очень рекомендую любителям виртуальных вселенных и тем, кто любит размышлять о том, может ли быть мир, который тебе понравится целиком, как есть.
Лиана Мориарти - Что забыла Алиса
начала ознакомление с книгами Мориарти с этого романа.
Алиса, благополучная женщина, мать троих детей, получает сотрясение мозга во время занятий фитнесом и обнаруживает, что последние 10 лет ее жизни куда-то делись.
нет, конечно, она ни о чем таком не подозревает, ну упала и очнулась, с кем не бывает. но всё вокруг говорит ей, что что-то не так. подруга постарела, на самой Алисе какие-то чужие вещи, рюкзак набит тоже незнакомыми штуками, да и сам рюкзак - разве она фанат динозавров?
потихоньку из обрывков разговоров и наблюдений выясняется, что Алиса совершенно не помнит последние десять лет. в ее представлении она 29-летняя молодая жена, беременная первым ребенком, счастливая, любимая мужем, полная радостного ожидания. сбив с толку окружающих своей "беременностью", она проходит разные процедуры и диагностику, общается с близкими и узнает о том, что у нее трое детей, что она разводится с мужем, что круг ее друзей радикально поменялся, что завтра ей исполняется 40... и она та еще сучка.
оказывается, книга об амнезии может включать в себя приметы нескольких жанров.
- попаданческая фантастика: вот так раз - и какая-то неведомая машина времени перенесла тебя в следующее десятилетие, где все иначе; ты оказываешься в теле человека, которого все знают, а ты не знаешь многих, и даже те, кого можешь знать, совсем иначе себя ведут, чем ты предполагала; но ты все та же, ты не осознаешь, что прошло 10 лет, и с каких пор стало можно фотографировать телефоном?
- детектив: тебе внезапно становятся известны перипетии твоей жизни на сегодняшний день, а ты понятия не имеешь, почему все именно так, и по крупицам собираешь полную картинку, и что это за Джина, о которой все намекают, но ничего не говорят;
- комедия: ты так забавно себя ведешь, пытаясь не привлекать лишнего внимания и делать вид, что все вспомнила, а уж как смешно порой выглядят твои знакомые, просто смех;
- драма: по сути ты оказалась у разбитого семейного корыта, но тебе совершенно точно хочется обнять мужа, но почему он так на тебя орет и избегает встреч?
очень точно (на мой взгляд) переданы чувства Алисы, ее попытки вписаться в новые реалии, ее удрученность сложившейся личной ситуацией, ее выстраивание логических цепочек и причинно-следственных связей.
занятно, что история изложена тремя способами от лица трех разных людей: сумбурные приключения новой-старой Алисы; дневниковые заметки ее старшей сестры для психотерапевта; блоговые записи старушки, ставшей для нее с сестрой чем-то вроде бабушки.