прочь, демоны, прочь

Aug 07, 2019 22:38

посмотрела подряд обе Суспирии. не знаю, в каком порядке лучше высказаться, потому что начала смотреть с новой.
почти все пишут, что новая - фигня, а старая - шедевр. шедевр принято оставлять на десерт, и тут оказалось, что какие-то злые люди оставили меня без сладкого.

Суспирия
Suspiria
2018, режиссер Лука Гуаданьино



Берлин 1977 года - унылый, чуть припорошенный снежком, железобетонный и неспокойный.

из Огайо приезжает поступать в танцевальную труппу Сюзи (Дакота Джонсон). каким-то образом она фанатка немецкой труппы и знает ведущие партии наизусть. ее ничто не смущает - ни то, что ее предшественница странным образом исчезла, ни то, что ее немедленно берут примой. выглядя застенчивой и приветливой, на деле она прет как танк, точно зная, чего хочет, не ведая сомнений.

педсостав труппы - нарядные дамы разного возраста, не чуждые простых удовольствий: надраться в ресторане и затянуть разухабистую песню. кто б мог подумать, что дамы не те, кем кажутся.
во главе стоит некая Бланк (Тильда Суинтон), но не она тут главная, а сокрытый в кулуарах полутруп: оберведьма мать Маркос, выбираемая на царство кворумом наставниц.

пожилой психотерапевт, с которым перед исчезновением успела пообщаться Патриша (Хлоя Грейс Морец), бывшая солистка, пытается понять, что из ее предположений правда, а что плод больного воображения. у него свои психотравмы - пропавшая в концлагерях жена, которую он не смог спасти. рискуя жизнью, он оказывается в логове ведьм.

странным образом в сюжете переплетаются танцевально-ведьминская линия, деятельность террористического сопротивления и отзвуки войны. иногда это сопоставление кажется притянутым за уши, но видимо, я чего-то недопочувствовала.
я вообще тут все недопочувствовала. нестрашно, но противно. сопереживать некому. можно немножко старичку психиатру, пока его не раздели на шабаше и он не начал визгливо оправдываться. героине? так она всего добилась, чего хотела.
жаль, конечно, затанцованную до смерти девочку, но это на самом деле круто снято.

шабаш омерзителен. Тильда-то понятно, она всегда рада влезть в любой образ и похулиганить. но и - как будто режиссеру это доставляет особое удовольствие. если б не это, наверное, фильм можно было бы эстетически одобрить.

хореография - по сравнению с оригиналом гораздо круче. но я поняла, что этот стиль мне не очень нравится. я люблю пластичность, координированность, динамику, а не стук колен об пол и принятие статичных поз с резким воздеванием рук. но наверное это оправданно в том смысле, что научить этому проще и быстрее, чем держать у станка и вырабатывать пластику. и в целом кое-где вышло эффектно, если не считать сияющих сквозь красные веревки белых (почти белых) трусов.
кстати, работа над костюмами в остальном неплоха. повседневная одежда, прически ведьм - все довольно точно попало в эпоху. и в целом стилистика, пожалуй, удалась. мрачновато, темновато, неприютно, символично.



также тут

Суспирия
Suspiria
1977, режиссер Дарио Ардженто



сюжет примерно втрое менее содержателен, многое схематично, остальное - просто сваленные в кучу приметы хоррора в стиле джалло.

американка Сюзи (Джессика Харпер) приезжает в немецкую балетную труппу, по прибытии ее не впускают в помещение, но она успевает увидеть убегающую и бормочущую какие-то обрывочные сведения девушку. на следующий день ее принимают и заселяют, но танцевать она не в силах, поэтому ее укладывают в постель лечиться красным вином со снотворным. сквозь дремоту она улавливает от соседки информацию о том, что в труппе что-то неладно, бросает пить, теряет соседку и начинает расследование.

почти непрерывным фоном идет сверлящее мозг гоблинское шумовое оформление. да, по эффекту воздействия и правда гениальное, нагоняет страх (не на меня, но согласна, может нагнать) и ненависть (вот теперь про меня). пришлось раза четыре прерваться, послушать хорошую музыку, почитать отзывы, ибо я уже самооценку совсем потеряла. раз мне не шедевр, значит, со мной что-то не так.

ладно, дальше.
играют плохо - ВСЕ, у кого больше пяти реплик. кое-кого (Стефанию Казини) я уже видела, она может лучше.
я в художественной самодеятельности участвовала, вот там так сценки играют. "изобрази смятение" - корчится и моргает. "а теперь страх" - выпучивает глаза, открывает рот, корчится еще сильнее. "а теперь тебе плохо" - закатывает глаза, шатается, роняет руки, танцует к выходу.

в том же фильме, где Казини, тоже было гоблинское звуковое оформление - равнодушно бренчащая электронная ерунда, не добавившая фильму обаяния, но хотя бы не убившая его насовсем. я его тогда заметила, но не полюбила, сейчас все еще хуже.

вот эта раскраска во все цвета радуги поочередно - это достоинство? нуу может, это было новаторством, но теперь не оценить. конечно, декораторы постарались в целом - сделали кроваво-пряничный домик* с занятными интерьерами. можно нарезать красивых скриншотов и любоваться в тишине.

сюжет. все фильмы ужасов, которые я видела, получше скроены, даже если они как близнецы. какой-либо гражданско-социально-исторически-психологической ценности фильм тоже не имеет, да и ни к чему. как удачная страшненькая находка порадовал только момент с проволокой, аж передернуло, настолько ощутила на себе.

кто-то скажет, что это так плохо, что уже хорошо. понимаю, но не разделяю, ибо недостаточно плохо. для кэмпа все плоско, без задора, китчевости маловато. пародийности ни грамма, все серьезно. для джалло - не знаю, мало видела, но то, что видела - лучше.
о хореографии тут говорить нечего вообще - все стандартно и дежурно.
и даже в полуторачасовом фильме чрезмерно много затянутостей.
я осознаю, что хороший саундтрек для меня лично многое подтянул бы. но в данном варианте - мне не понравилось, простите. Йорк с храпами и вздохами выигрывает. видимо, я чрезмерно чувствительна не только к картинке и актерской игре, но и к звуковому оформлению.

* - по поводу домика. заинтересовалась, где снимали первую Суспирию, и нашла вот и вот что.
дом - реален. но в фильме - лишь его реконструкция, да и интерьеры другие.



в общем, я была скептически настроена в отношении нового фильма, но после просмотра старого склонна поставить версию-2018 на ступеньку выше. видимо, Гуаданьино решил: Ардженто бездарно слил забавную идею про ведьм, базирующихся в танцевальном ансамбле, ну-ка я ее получше сделаю. и сделал все, что мог, прибавив час времени, доработанные мистические подробности, не очень уместные сюжетные линии, хлюпкие мерзости и немножко хороших актрис (актеров не хватило, некоторых пришлось изображать тем же артисткам).

можно начинать клевать.

кинематограф, 1977, 2018, кинораскопки, suspiria, сравнение, джалло, ардженто, гуаданьино, хоррор, giallo

Previous post Next post
Up