посмотрела подряд обе Суспирии. не знаю, в каком порядке лучше высказаться, потому что начала смотреть с новой.
почти все пишут, что новая - фигня, а старая - шедевр. шедевр принято оставлять на десерт, и тут оказалось, что какие-то злые люди оставили меня без сладкого.
Суспирия
Suspiria
2018, режиссер Лука Гуаданьино
Берлин 1977 года - унылый, чуть припорошенный снежком, железобетонный и неспокойный.
из Огайо приезжает поступать в танцевальную труппу Сюзи (Дакота Джонсон). каким-то образом она фанатка немецкой труппы и знает ведущие партии наизусть. ее ничто не смущает - ни то, что ее предшественница странным образом исчезла, ни то, что ее немедленно берут примой. выглядя застенчивой и приветливой, на деле она прет как танк, точно зная, чего хочет, не ведая сомнений.
педсостав труппы - нарядные дамы разного возраста, не чуждые простых удовольствий: надраться в ресторане и затянуть разухабистую песню. кто б мог подумать, что дамы не те, кем кажутся.
во главе стоит некая Бланк (Тильда Суинтон), но не она тут главная, а сокрытый в кулуарах полутруп: оберведьма мать Маркос, выбираемая на царство кворумом наставниц.
пожилой психотерапевт, с которым перед исчезновением успела пообщаться Патриша (Хлоя Грейс Морец), бывшая солистка, пытается понять, что из ее предположений правда, а что плод больного воображения. у него свои психотравмы - пропавшая в концлагерях жена, которую он не смог спасти. рискуя жизнью, он оказывается в логове ведьм.
странным образом в сюжете переплетаются танцевально-ведьминская линия, деятельность террористического сопротивления и отзвуки войны. иногда это сопоставление кажется притянутым за уши, но видимо, я чего-то недопочувствовала.
я вообще тут все недопочувствовала. нестрашно, но противно. сопереживать некому. можно немножко старичку психиатру, пока его не раздели на шабаше и он не начал визгливо оправдываться. героине? так она всего добилась, чего хотела.
жаль, конечно, затанцованную до смерти девочку, но это на самом деле круто снято.
шабаш омерзителен. Тильда-то понятно, она всегда рада влезть в любой образ и похулиганить. но и - как будто режиссеру это доставляет особое удовольствие. если б не это, наверное, фильм можно было бы эстетически одобрить.
хореография - по сравнению с оригиналом гораздо круче. но я поняла, что этот стиль мне не очень нравится. я люблю пластичность, координированность, динамику, а не стук колен об пол и принятие статичных поз с резким воздеванием рук. но наверное это оправданно в том смысле, что научить этому проще и быстрее, чем держать у станка и вырабатывать пластику. и в целом кое-где вышло эффектно, если не считать сияющих сквозь красные веревки белых (почти белых) трусов.
кстати, работа над костюмами в остальном неплоха. повседневная одежда, прически ведьм - все довольно точно попало в эпоху. и в целом стилистика, пожалуй, удалась. мрачновато, темновато, неприютно, символично.
также
тут
Суспирия
Suspiria
1977, режиссер Дарио Ардженто
сюжет примерно втрое менее содержателен, многое схематично, остальное - просто сваленные в кучу приметы хоррора в стиле джалло.
американка Сюзи (Джессика Харпер) приезжает в немецкую балетную труппу, по прибытии ее не впускают в помещение, но она успевает увидеть убегающую и бормочущую какие-то обрывочные сведения девушку. на следующий день ее принимают и заселяют, но танцевать она не в силах, поэтому ее укладывают в постель лечиться красным вином со снотворным. сквозь дремоту она улавливает от соседки информацию о том, что в труппе что-то неладно, бросает пить, теряет соседку и начинает расследование.
почти непрерывным фоном идет сверлящее мозг гоблинское шумовое оформление. да, по эффекту воздействия и правда гениальное, нагоняет страх (не на меня, но согласна, может нагнать) и ненависть (вот теперь про меня). пришлось раза четыре прерваться, послушать хорошую музыку, почитать отзывы, ибо я уже самооценку совсем потеряла. раз мне не шедевр, значит, со мной что-то не так.
ладно, дальше.
играют плохо - ВСЕ, у кого больше пяти реплик. кое-кого (Стефанию Казини) я уже
видела, она может лучше.
я в художественной самодеятельности участвовала, вот там так сценки играют. "изобрази смятение" - корчится и моргает. "а теперь страх" - выпучивает глаза, открывает рот, корчится еще сильнее. "а теперь тебе плохо" - закатывает глаза, шатается, роняет руки, танцует к выходу.
в том же фильме, где Казини, тоже было гоблинское звуковое оформление - равнодушно бренчащая электронная ерунда, не добавившая фильму обаяния, но хотя бы не убившая его насовсем. я его тогда заметила, но не полюбила, сейчас все еще хуже.
вот эта раскраска во все цвета радуги поочередно - это достоинство? нуу может, это было новаторством, но теперь не оценить. конечно, декораторы постарались в целом - сделали кроваво-пряничный домик* с занятными интерьерами. можно нарезать красивых скриншотов и любоваться в тишине.
сюжет. все фильмы ужасов, которые я видела, получше скроены, даже если они как близнецы. какой-либо гражданско-социально-исторически-психологической ценности фильм тоже не имеет, да и ни к чему. как удачная страшненькая находка порадовал только момент с проволокой, аж передернуло, настолько ощутила на себе.
кто-то скажет, что это так плохо, что уже хорошо. понимаю, но не разделяю, ибо недостаточно плохо. для кэмпа все плоско, без задора, китчевости маловато. пародийности ни грамма, все серьезно. для джалло - не знаю, мало видела, но то, что видела - лучше.
о хореографии тут говорить нечего вообще - все стандартно и дежурно.
и даже в полуторачасовом фильме чрезмерно много затянутостей.
я осознаю, что хороший саундтрек для меня лично многое подтянул бы. но в данном варианте - мне не понравилось, простите. Йорк с храпами и вздохами выигрывает. видимо, я чрезмерно чувствительна не только к картинке и актерской игре, но и к звуковому оформлению.
* - по поводу домика. заинтересовалась, где снимали первую Суспирию, и нашла
вот и
вот что.
дом - реален. но в фильме - лишь его реконструкция, да и интерьеры другие.
в общем, я была скептически настроена в отношении нового фильма, но после просмотра старого склонна поставить версию-2018 на ступеньку выше. видимо, Гуаданьино решил: Ардженто бездарно слил забавную идею про ведьм, базирующихся в танцевальном ансамбле, ну-ка я ее получше сделаю. и сделал все, что мог, прибавив час времени, доработанные мистические подробности, не очень уместные сюжетные линии, хлюпкие мерзости и немножко хороших актрис (актеров не хватило, некоторых пришлось изображать тем же артисткам).
можно начинать клевать.