на этот раз подборка очень разных, в основном неплохих, местами отличных, но при этом отчасти спорных фильмов.
фантастика, неонуар, семейные драмы и милая глупенькая комедия из прошлого.
Потерянный остров
2019, режиссер Денис Силяков
столичный журналист получает сомнительное задание в рамках публикаций об отдаленных локациях нашей страны. ткнув с закрытыми глазами в глобус поблизости от Сахалина, отправляется на малонаселенный вымышленный остров Рикоту (в роли Рикоту - Кунашир).
с трудом туда добравшись, обнаруживает потрясающе красивые виды и 12 человек населения.
глава острова имитирует Наполеона своей шляпой, похожей на треуголку, и какой-то застарелой шинелью. еще там есть несколько женщин, работающих на разделке улова, и несколько мужчин разного назначения, в основном немолодых.
приняли как бы неплохо, заселили в грязный вагончик, накормили водорослями. отказали в ручке, чтоб писать заметки вместо потерянной. дали пространное интервью силами героини Татьяны Догилевой. Игорь (Даниил Масленников) - так зовут репортера - узнал также, что связи с большой землей практически нет, а аборигены не в курсе о существовании Москвы и вообще России. что тюлени вкусные, если правильно приготовить, ну а водоросли вообще вне конкуренции, и похоже, от них неплохо штырит.
несмотря на наличие Наполеона, островом фактически правит некая Анечка (Наталья Фрей), приветливая молодая женщина, иногда справляющая какие-то обряды, нарядившись в рыболовную сеть.
когда Игорю не удается уехать, как задумано, через пару дней, становится ясно, что у острова на него свои планы.
фильм снят по театральной пьесе, и я подозреваю, что как спектакль это воспринимается лучше, несмотря на отсутствие Кунашира. некая доля абсурда, капелька мистики, минимализм в количестве героев и обосновании сеттинга на наших сценах неплохо себя чувствуют.
фильм же вышел чертовски красивым в плане натурной съемки, замахнулся на интересную историю и сдулся.
практически все герои играют очень старательно, но непрофессионально, что неудивительно - почти у всех это дебютные роли. и если Догилева и еще парочка актеров постарше как-то более или менее справляются, то Марина Черкунова (да-да, не однофамилица) вызвала жуткое отвращение своим кривлянием, изображая пошлую лысую хабалку, сбежавшую из тюрьмы. как она сама делится в ИГ, Догилева сказала ей "не играй, просто читай текст" - уж лучше бы сыграла, что ли... но не себя. пара неприятных песен ее авторства фильм не украсили, а вызвали еще порцию раздражения.
финал настолько банальный, что лучше было бы закончить фильм пораньше. заодно избавить себя от навязчивой рифмы "думаем-придумаем" в бьющей по глазам мозгам песне. да и не пришлось бы актерам купаться в воде семиградусной температуры.
также
тут Алита: Боевой ангел
Alita: Battle Angel
2019, режиссер Роберт Родригес
полтысячелетия вперед. доктор подбирает на свалке кусок девочки-киборга: голову и часть тела. приносит домой, приделывает недостающее из каких-то своих ресурсов и дает новую жизнь. девочка открывает огромные глаза, вскакивает и обнаруживает, что ничего не помнит. но рефлексы работают, характер ласковый, боевитый. девочке достается имя погибшей дочки доктора, и, как потом выясняется, не только имя.
первые выходы на улицу показывают, что обстановка опасная, население состоит по большей части из киборгов и находится в состоянии перманентной войны. одни охотятся на других, запчасти киборгов в большой цене, кому-то дано право убивать других официально, другие делают это подпольно с целью наживы.
но самая привлекательная цель у большинства - попасть наверх, в элитный город Залем, висящий над нижним городом. легально пробраться туда почти нет шансов, но если победить в жестокой игре моторбол, то вероятность есть.
Алита обзаводится другом, учится моторболу, пытается разобраться, кто есть кто и с кем она, а также кто тут главный злодей.
достаточно симпатичная киберсказочка с очень разнообразными героями и запутанными взаимоотношениями. Алита (Роза Салазар) с ее мимикой пожилой обезьянки - слабоумие и отвага: наивная душа и при этом мощная боевая машина. доктор Идо (Кристоф Вальтц), уставший от полуподпольных делишек, но все еще верящий в доброе и светлое. его бывшая жена Ширен (Дженнифер Коннелли), слегка осатаневшая после потери дочери, но колеблющаяся на пороге перехода к абсолютному злу. дружок Алиты Хьюго, скрывающий свою двойственную деятельность.
поражают вот эти наивные поступки: тебе надо деньги? вынимает сердце - что, она может без него?
очень зрелищные драки и погони оставляют некоторое недоумение: весьма нереально выглядят эти победы.
мелкие мимимишности разбавляют боевую брутальность - но выжить слабым созданиям сложно.
понимаю, что фильм тоже снят по отдельной манге, но уж очень эта история сюжетно напоминает Призрака в доспехах. правда, совсем другая атмосфера, другое настроение, другой стиль. и если Призрак нарочито холодноват и меланхоличен, с глубинными подтекстами, то Алита сентиментальная, душераздирающая, яркая и суматошная, и бреда в ней куда больше, чем психологии. но она и зрелищная, и нескучная.
очень много расчлененки, но поскольку она в основном кибернетическая, то не сильно кровавая. весьма ловко и самостоятельно орудуют неполные куски тел - голова с рукой вполне могут повредить крупный боевой механизм.
снято, конечно, вполне технологично, придраться ни к картинке, ни к спецэффектам не могу.
одного не поняла - что уж всем так уперся этот Залем, если они про него практически ничего не знают.
Книга Генри
The Book of Henry
2016, режиссер Колин Треворроу
есть мама (Наоми Уоттс) - добродушная, симпатичная, одинокая, беспомощная, периодически снимающая напряжение в баре с подружками.
у мамы два сына. младший - вихрастый рыженький Питер (Джейкоб Тремблей), и старший - Генри (Джейден Мартелл). обаятельный, умный, ответственный. он защищает и развлекает младшего брата, а для мамы он больше чем сын. он ведет ее бухгалтерию, решает, что и как приобрести, акциями на фондовых биржах жонглирует, училкам и приличным девочкам нравится.
девочка, кстати, тоже есть - миленькая тихая соседка Кристина (Мэдди Зиглер). вот с ней-то все сложно. мама умерла, отчим явно злоупотребляет отцовскими полномочиями, зато важный чиновник в социальных службах. а девочка молчит, зато внимательный Генри уже все понял.
только вот беда - у Генри открывается серьезная проблема со здоровьем, и жить ему осталось недолго. и он не хочет оставлять важные дела недоделанными, а своих подзащитных без помощи.
примерно как герой фильма "Двое во вселенной", Генри оставляет записи в тетрадке и на диктофоне для мамы и брата. пошаговые инструкции. поскольку он уже опробовал все законные средства, остаются незаконные. расписанные поминутно так, что мама легко ведет с этими записями диалог.
как такое может быть? а вот да. сын так изучил свою маму, что отлично вычислил, где она запнется, усомнится, задержит дыхание и посмотрит не в ту сторону. предусмотрел все - отсутствие свидетелей, алиби... не смог предусмотреть только один фактор, который все изменит.
ну и хорошо, что не смог.
фильм донельзя эксплуатационный.
идеальное дитя умирает на руках у любящей матери. передает ей свою борьбу за спасение безответно страдающей девочки. полиция бессильна много раз, ибо коррупция. большие страдающие глаза заволокла слеза, и так много раз. и финал такой - прямо все сошлось под аккомпанемент десятка скрытых в кустах роялей.
чисто американские эти штучки - когда надо синхронно хлопнуть, дернуть, сказать и заржать. я не знаю, как это называется, но это в каждом втором фильме проделывает либо дитя с родителем, либо старинные друзья детства, ну вы поняли.
а вот графика, которая символизирует умственную деятельность Генри, украшает титры и стены дома - чудесная деталь.
Наоми очень старается, мальчики тоже. и местами как-то аж неудобно за них. все это до того душераздирающе, и вроде веришь им, и в то же время хочется чего-то попроще, понастоящей.
притом как бы посыл добрый, финал максимально благополучный.
но я не могу решить, нравится мне все это или нет.
также
тут Мы всегда жили в замке
We Have Always Lived in the Castle
2018, режиссер Стэйси Пассон
где-то в американском пригороде стоит небольшой фамильный замок в неплохом состоянии. в нем всего трое жильцов - все, что осталось от некогда процветающей семьи Блэквудов. старшая сестра - блаженная красавица Констанс (Александра Даддарио), младшая параноидальная дурнушка Меррикэт (Таисса Фармига), полуспятивший дядя-писатель (Криспин Гловер). у семьи темное прошлое - загадочная смерть родителей девушек, в которой обвиняли Констанс, но потом оправдали.
семья вроде ни в чем не нуждается, но живет отшельниками - у них дурная слава, и местные жители побаиваются, но травят младшую, которая одна выбирается в свет купить продуктов по вторникам. материально, по крайней мере, никто не лишается, а вот друзей и занятий за пределами замка у них никаких.
внезапно приезжает погостить кузен Чарльз (Себастиан Стэн) и вносит разлад. старшая им очарована, младшая ему не доверяет, дядя принимает за покойного брата и все время с ним ссорится.
Меррикэт, которая странным мистическим образом взяла на себя ответственность за безопасность семьи, чувствует, что чары теряют силу. кто-то выкапывает ее "секретики" из папиных вещичек, должные охранять ее близких, срывает с дерева прибитые папины книги. равновесие, без того хрупкое, разбивается о постоянные конфликты, в которых одна Констанс ведет себя как запрограммированный робот-домработница с хорошими манерами (вспомнила Маму из Амбреллы, вот абсолютно то же самое), а остальные готовы друг другу глотку перегрызть. добром, конечно, это не может кончиться.
очень красивые декорации и костюмы, в целом визуально все совершенно и, как пишут, с вниманием к книжным деталям. интересные характеры, правда, они практически статичны от начала до конца, что немного раздражает.
и сложно классифицировать это произведение в каких-то жанровых рамках - здесь нет никакой мистики, как и детектива, но и на обычное бытовое повествование это не похоже. экранизированный как бы готический роман от автора "Призраков дома на холме" Ширли Джексон считается одним из десяти лучших в мире.
фильм получился неоднозначным, но мне такое скорее нравится. правда, немного пугает полное отсутствие вменяемых персонажей, включая все задействованное окружение особняка. но если принять это как гротеск, то все становится на свои места. толпа - зло. корысть - гадость. уединение - не спасение. нетерпимость - плохо. котик - хорошо.
также
тут Бедная принцесса
Penny Princess
1952, режиссер Вэл Гест
бойкая Линди (Иоланда Донлан) работает в американском универмаге, впаривая без особого успеха какие-то новейшие кухонные приспособления. внезапно ее вызывают к руководству, чтобы сообщить, что она стала наследницей после смерти дальнего родственника.
наследство - некая сумма денег (через полгода) плюс карликовое государство Лампидорра в Европе (немедленно), которое наследодатель по скромной цене выкупил незадолго до смерти. теперь Линди обязана вылететь в Лампидорру и вступить во владение маленькой бедной страной, с трудом сводящей концы с концами.
ее пути пересекаются с английским представителем сырной компании Тони Крейгом (Дирк Богард). еще вчера он был погрузчиком, и вот теперь его повысили и послали на задание. он случайно оказался рядом с Линди в момент ее знакомства с представителями Лампидорры и неосторожно высказался о плачевном состоянии страны и ее руководства.
Линди отправляется на трон, а Тони - следующим же рейсом того же автомобиля связанный, в пижаме - в то же самое здание, которое и дворец, и тюрьма, и много чего еще, как пленный террорист.
пока Тони таскают туда-сюда через границу, Линди выясняет, что страна выживает с помощью контрабанды, запрещает это законодательно и находит новый способ свести концы с концами: экспорт чудодейственного местного сыра, сделанного с добавлением шнапса и поэтому вызывающего прекрасное настроение даже у самого хмурого трезвенника. в процессе борьбы за благосостояние страны Линди и Тони то сближаются, то ссорятся, то противостоят санкциям озабоченных соседних стран, то меняют законодательство обратно и вместе приносят стране удачу и процветание.
милейшая, живописная комедия с красивыми видами, забавными шутками, легким настроением и своеобразным ликбезом по налаживанию госэкономики дозволенными и не очень методами. переброска сыра через границы, экзотические песенки в исполнении принцессы и молодой Богард с куском шниза - именно так называется сыр на шнапсе.
также
тут Дитя робота
I Am Mother
2019, режиссер Грант Спьютор
Земля опустела. человечеству пришел конец, но это неточно. в огромном высокотехнологичном бункере - 63 тысячи человеческих зародышей, которым предстоит стать новым населением планеты.
все население бункера к моменту развития сюжета - киборг и молоденькая девушка. Мать (тело для захвата - Люк Хокер, голос - Роуз Бирн) и Дочь (Клара Ругор) - так они называют себя и друг друга. робот Мама вырастила девочку из эмбриона. она любит свою Дочь, обеспечивает всем необходимым, обучает всему, что может понадобиться в жизни. девочка не только изучает школьную программу, но и занимается физкультурой, балетом. смотрит записи старых телепередач, чтобы иметь понятие о людях, населявших ее планету. но, пожалуй, самое главное - Мама уделяет огромное внимание развитию в девушке этики, человеческой морали, правильной оценке поступков. учит взвешивать сложные ситуации, в которых могут пострадать люди. ставит ее на место того, кто может пострадать, и того, кто это решает.
скучноватая размеренная жизнь двух существ нарушается мышкой, пробравшейся в бункер с воли и перегрызшей электропровода. нет, все будет быстро восстановлено, обитатели бункера умеют наладить буквально все, от электропроводки до неполадок в организмах. но отныне Дочь получила новый импульс к раздумьям - а что там, вне бункера? не обманывает ли ее Мама, если мышь смогла выжить? более того, в ворота стучится раненая Женщина (Хилари Свонк) с просьбой об укрытии.
идиллия пошатнулась. что привнесет в сюжет новый человек, кто займет чью сторону, что выяснится о жизни вне бункера, и чем все закончится, лучше смотрите сами.
фильм понравился. достаточно минималистичен, тем не менее какие-то моменты проработаны очень подробно. существующие фантастические допущения не вносят диссонанса. всего три персонажа - и столько морального напряжения. правда, к концу их становится чуть больше, да еще и с политкорректным уклоном.
эта история побывала в Черном списке сценариев, потом на Сандэнсе, и вот теперь мы можем сами оценить такой любопытный аспект взаимоотношений роботов и людей.
нет однозначного противостояния, нет и единодушия.
есть главный и вечный вопрос, сформулированный в экзаменационной задачке для Дочери:
есть несколько человек, у каждого поражен какой-либо орган. если не найти донора, все они умрут.
в больницу поступает человек на грани смерти, все нужные органы у него целы. если немедленно не полечить его, он умрет.
что будем делать?
также
тут Под Сильвер-Лэйк
Under the Silver Lake
2018, режиссер Дэвид Роберт Митчелл
молодой человек без определенных занятий Сэм (Эндрю Гарфилд) переживает расставание с девушкой. он не находит в себе сил конструктивно обустроить свою жизнь. из приятного арендованного жилища с бассейном его вот-вот выкинут за неуплату. ему регулярно названивает мама со светскими беседами и рекомендациями фильмов к просмотру, но ее он в свои проблемы не посвящает. единственное, что у него активное и бесперебойное - так это половая жизнь. от "тихо сам с собою" до вереницы подружек-однодневок, от вечеринок до подглядывания в бинокль за соседками напротив. очередная такая соседка Сара (Райли Кио), проведя с ним вполне невинный вечер, очаровывает своей загадочностью и исчезает, пролаяв собачкой и нарисовавшись в компании убитого миллиардера.
Сэм живет в Лос-Анджелесе, очарованный магией кино, хотя явно не имеет к нему прямого отношения. но помимо кино, он страстный поклонник поп-культуры во всех ее проявлениях - музыка, видеоигры, комиксы, разнообразные шоу и перформансы, клубы и дискотеки. выхватывая там и тут таинственные знаки, связанные с исчезновением Сары, он пытается выстроить их в систему и расшифровать. порой едва успевая уносить ноги из опасных переплетов.
но это не значит, что фильм очень страшный, таинственный и серьезный. нет, это безумный калейдоскоп из интересных свиданий, дурацких происшествий вроде встречи со скунсом, страстных танцев, возвышенных споров, знаковых сновидений и сопоставлений. все, что мы видим, может быть как явью, так и фантазией, и сном - различать придется самим.
и все это - в исполнении множества актеров, часть которых не случайна, а является такой же загадкой, как все эти постеры, шифры, диалоги, знаки, совпадения.
Гарфилд, как всегда, отличный. его мимика и пластика все время мастерски удерживаются на грани гротеска.
автор фильма как будто собрал все, что волнует и развлекает его душу, добавил своих юношеских грез, добавил слегка наркоманского юмора, раскрасил неоновыми светофильтрами, запустил тройками улыбчивых девушек и сложил к ногам Линча, на его суд :) именно этот культовый режиссер первым приходит в голову как ассоциация.
ни одна деталь в кадре не является случайной и не служит просто для красоты. смысл можно найти абсолютно в любой обложке журнала, любой мелодии, любом имени и названии. сложнее найти смысл во всем происходящем - а что, надо?
но даже если вы не продвинутый киноманский киноман, мигом составляющий список отсылок, а просто любите такое немного безумное, насыщенное музыкой и цветом, приправленное конспирологией и сарказмом, но незлое, хоть и страшноватое кино, скучно не будет.