вчера в нашей Царицынской опере состоялась премьера - "Кармен". и мы на ней присутствовали.
фишка в том, что именно эта опера для нашего молодого театра - не в первый раз. самым первым по праву могу считать 1996 год, когда театра еще не было. была антреприза с артистами, приглашенными со всей страны. наш оркестр, детский коллектив и часть артистов из разных заведений, Хозе из Одессы, Кармен из Москвы. мне очень хотелось оперы, до сих пор попадала только на гастрольные спектакли или в других городах. ясное дело, мы пошли, для дочери это была первая опера, для меня, может, третья или четвертая. спектакль состоялся в Доме Офицеров, на очень маленькой сцене, и чтобы вместить всех статистов и хор, пришлось сооружать подмости на высоте второго этажа. Хозе был чуточку неуклюжим, Кармен чуть ли не блондинкой, Эскамильо мелким худеньким кузнечиком. вместо кастаньет Кармен хлопала каблучками советских коричневых босоножек, держа их над головой. тем не менее пели все отлично, массовые сцены были вполне зрелищными, впечатление осталось хорошее, дочь навсегда полюбила оперу, а у меня в сердце незаживающий след оставил дуэт гадающих цыганок-контрабандисток.
потом все-таки в городе появился настоящий оперный театр, которому предоставили здание заводского ДК. со временем сформировалась неплохая труппа и приличный классический репертуар, включающий данное произведение. мы были на нескольких спектаклях, правда, не на Кармен (и не про все я писала). но, судя по фото в сети, это была вполне классическая версия, с черными кружевами, гребнями в волосах и золотыми позументами на мундирах. а исполнители ключевых ролей - те же, что и вчера. причем пишут, что в 2012 г. была поставлена третья версия, значит, теперь - как минимум четвертая.
тогда в чем же суть премьеры? был приглашен австрийский режиссер Григ Скоморовски, который поставил спектакль на языке оригинала. он изменил концепцию. костюмы и декорации стали более лаконичными и космополитичными. было решено минимализировать цыганско-испанский колорит и привязку к эпохе. сделать драму более общечеловеческой. а самое главное - в центре сюжета четко расположить не вертихвостку с табачной фабрики, а солдата Хозе, который влюбился в нее так, что предал идеалы своего служения закону и государству, забыл про умирающую старушку мать и влюбленную в него деревенскую девушку, боролся за свое право любить и совершил преступление.
смешно, но высвечивающиеся русские тексты арий мы заметили под потолком минут через пятнадцать. до этого мы уже успели определить, что вон тот высокий мужчина с животиком и внешностью среднеевропейского бюргера, отлично поющий - наверное, Хозе (в данном случае - Жозе); милая пышечка, любимица местной публики Девяткина - вовсе не Кармен, а подружка Жозе Микаэлла; а бывший Онегин по фамилии Орёл вообще в эпизодической роли офицера. а потом появилась Кармен. мерзко хихикающая над мужчинами, вихляющаяся всем телом, курящая электронную сигарету, неустойчиво стоящая на ногах, в брюках, рубашке и с современной асимметричной стрижкой. правда, к ее вокалу никаких претензий. но вот к сценическому движению и отчасти к образу - увы. при ее специфической внешности смотреть исподлобья категорически не стоит. собственно, это был единственный раздражающий фактор. причем я еле сдержалась от смеха, когда она предложила Жозе "а давай я тебе спою и станцую", и он ответил "ох, не надо" и страдальчески отвернулся. на самом деле, конечно, он старался не подпасть под ее чары.
отличные в спектакле два контрабандиста. стильные, в кожаных плащах и шляпах. каноничная внешность - один вылитый мошенник, другой бандит. у бандита, кстати, самое французское произношение оказалось. еще с прошлого раза у меня традиция - прикинуть, которая из двух подружек Кармен могла бы получше исполнить ее роль. но если в далеком 96м при отличных голосах это были две неподходящие по типажу дамы (одна слишком высокая, другая маленькая толстушка), то в этот раз мне удалось мысленно назначить одну из двух, Мерседес - красивую и пластичную, с приятным голосом (но может быть, немного слишком нежным). Эскамильо - очень традиционный, горячий южный мужчина с бородой, каждый его выход был обставлен по-королевски, и вполне можно было проникнуться ситуацией, что ради этого успешного красавца-победителя корыстные цыганки бросают честных солдат.
но Жозе навсегда в наших сердцах теперь. Дмитрий Демидчик, родом из белорусской провинции, ныне актер Мариинки, вы лучший.
на этом простом лице невероятные эмоции, в этом голосе неподдельная боль, а какой это голос! ему можно простить и дезертирство, и хотя мы осуждаем наплевательское отношение к Микаэлле и старушке матери, на это можно закрыть глаза, потому что он таки расправился со стервозной контрабандисткой, которая насмехалась над истинными чувствами и играла чужими судьбами. не хотел, но так вышло. Григ, вам таки удалось завертеть все вокруг Жозе и сделать его центром притяжения.
и в остальном - все отлично. хорошие лаконичные костюмы, явно не лишенные цветовой символики. стильная сценография, не слишком затратная, но эффектная. лазерные лучи в танцевальных мизансценах - очень красиво. немножко неплохого балета. и я всегда западаю на хоровое многоголосое пение. по музыке - думаю, все в порядке. у нас хороший оркестр и хорошие голоса. мою любимую Сегидилью в этих условиях испортить трудно, так что я получила свое удовольствие. гадальный дуэт обставили слишком многолюдно. вместо двух высвеченных девушек у костра был номер с кордебалетом, поэтому мурашек вышло значительно меньше, чем в давней постановке. но это лично мои ожидания, никто не виноват. финальные аккорды все равно звучали достаточно зловеще под слово "смерть". немного хотелось усугубить отсутствие временных привязок. современные сумки и рюкзаки заменить на более нейтральные. снять наушники с девочки из детского хора, которая без конца суетилась посреди сцены. убрать детский велосипед, на котором периодически катался один из мальчиков. потому что концепции переноса в наше время тут явно не задумано, а эклектика была слишком точечно вкраплена и не работала. публика - полный зал с приставными стульями - была довольна, аплодисменты долгими, особенно Демидчику и Девяткиной. режиссер в чорной шапочке и дирижер тоже получили свою долю восторгов. ну и Кармен не обидели, пела-то она все равно отлично :) а бывший Хозе 1996 года - Николай Черепанов - теперь худрук театра. так что и он внес свой вклад в новую "Кармен". тогдашняя Кармен - Ирина Гелахова - успешно поет на московской сцене и даже как будто не изменилась.
хороших фото с премьеры пока не нашлось. большинство кадров и съемок - с другим составом, видимо, на генеральном прогоне с прессой было так. только верхнее фото с Дмитрием Демидчиком и Ольгой Сабировой, которых мы видели вчера. остальные - второй вариант. [фото1]