мы всё испытали, товарищ и друг

Oct 15, 2018 23:42

Пугало
Scarecrow
1973, режиссер Джерри Шацберг


мелкие, ничтожные людишки.
и жизнь у них жалкая, и мечты приземленные.

один провел шесть лет в тюрьме, имеет небольшие сбережения в банке Питтсбурга и мечтает на них открыть автомойку. ему нужен честный работящий партнер, а так он волк-одиночка. под пальто на нем шесть или семь рубашек, и чем они ближе к телу, тем больше прорех. зовут Макс. Макса играет Джин Хэкмен. вполне уже опытный и успешный, на первый взгляд ничем не выделяется, но со временем его сдержанность обретает новые краски.

второй пять лет отслужил на флоте, и у него ближайшая цель - добраться до Детройта и узнать, кто у него родился пять лет назад: мальчик или девочка. все эти годы он отсылал ребенку деньги, а теперь везет в подарок коробку - белую с красной лентой, а в коробке лампа. после Детройта, так и быть - совместный бизнес. зовут Фрэнсис, но у Макса с этим именем какие-то проблемы, поэтому теперь он Леон. Фрэнсиса-Леона играет Аль Пачино. совсем еще молодой, одна из первых его ролей. трудно представить, какие амплуа ждут его впереди.




судьба сводит их на обочине шоссе. красивейший первый кадр, какие у меня обычно вызывают эстетский восторг: когда небо темнее земли. высвеченные вечерним солнцем желтые холмы. колючая проволока. через ограждение пробирается мужчина в пальто с чемоданчиком, подползает и перешагивает, а потом съезжает по откосу, не удерживается на ногах и выкатывается колобком на дорогу, сбив все пафосное величие природной красоты. за ним с интересом наблюдает с дерева второй, южного типа и помоложе, с подвижным носатым лицом и коробкой как будто от известных кокосовых конфеток.
у них одна цель на сегодня - поймать машину, и если второй всячески нацелен на взаимодействие, то первый явно видит в нем конкурента. но никто не спешит остановиться, и их сближение неминуемо, хотя бы в целях самосохранения.
так начинаются совместные дорожные приключения двух людей с обочины жизни. будущих партнеров шикарного бизнеса, ведь на каждую машину найдется грязи.

- ну и партнера я себе выбрал...
- это не ты, а я тебя выбрал.
- почему?
- ты мне последнюю спичку отдал. а еще ты меня насмешил.




простота Фрэнсиса порой граничит со слабоумием. сближение со старостой в тюрьме, куда партнеры попадают после скандала с полицией, не насторожило его ни на секунду. он простодушно красовался перед Максом, которого послали работать на свинарник, в то время как сам заполучил приглашение на легкий труд.
а Макс, который собственно сам это попадание в тюрьму и спровоцировал, терзается просчетом, грызет себя и отказывается общаться с Фрэнсисом, выдерживает это равнодушие вплоть до момента, когда партнеру требуется поддержка.




друзья гостят у сестры Макса и ее подруги. надо  выбрать подарки на прощанье.
- когда я зевну, отвлеки кассира!
Фрэнсис прыгает по торговому залу, взметая в воздух какие-то носки или галстуки, ходит колесом, мечется к выходу зигзагами.
- эй, я же просил отвлечь кассира, а не меня!




Макс - прагматик. все в его жизни подчинено плану, учтено и подсчитано, он раб своей идеи фикс. отклониться от намеченного курса его заставило только не очень ему понятное внезапное происшествие с другом.
Фрэнсис - лирик с философскими замашками. он вспоминает то закаты солнца в открытом море, то книжку, которую читал на корабле. грустный клоун с обезьяньей пластикой Квазимодо, он постоянно разыгрывает сам с собой смешные сценки.



каждый дает другому то, чего ему не хватает. каждый учится у другого. и эта совершенно случайная дружба поворачивает их судьбы вспять. жизненные ценности Макса оказываются немного в стороне от запланированного. а Фрэнсис, маниакально идущий намеченным курсом, и вовсе теряет ориентир.

несколько интересных женских образов.
сестра Макса - Коли. заботливая одинокая жанщина, оказавшись без поддержки брата, открывает собственное дело - торговлю барахлом со свалки. искренне рада Максу, знакомит с подругой.
подруга по имени Френчи невозможно женственна и кокетлива, моментально включает томные взгляды и виляющую походку. печет пирог, потому что Макс в тюрьме тосковал по домашним обедам. обед подгорает, потому что эти двое смотрят в глаза друг другу и забывают обо всем.



Энни, бывшая девушка Фрэнсиса. оставленная им, будучи беременной.[спойлер]невзрачная, обозленная, вышедшая замуж за их общего знакомого и открывшая с ним бизнес на высланные алименты. обида заставляет ее соврать бывшему парню, из-за чего все летит под откос. известие о крушении его цели вышибает Фрэнсиса из колеи так сильно, что он, скрыв его суть от друга, оказывается на грани смерти.



ну и всевозможные проститутки, которые сначала кривят морду при виде партнеров, но спустя время оказываются в койке Макса. в то время как Фрэнсис дурачится в одиночку, изображая, что манекен его схватил за нос, или в холодильнике к нему что-то примерзло и не отпускает.

смотреть этот фильм промозглой темноватой осенью неуютно. первый просмотр вообще не попал в настроение, дался тяжело, хотелось выключить и не возвращаться. road movie не самый любимый жанр, а тюремных эпизодов я предпочитаю избегать. и только во второй раз, смирившись с уже известной концовкой, я смотрела более обстоятельно, примечая всякие детали и вслушиваясь в диалоги. и поняла, что фильм по-своему очень хорош.
в нем не ощущаешь спекуляции на чувствах. все очень обыденно, буднично, слегка приправлено простеньким на первый взгляд юмором. концовка как бы оборвана, задав направление. можно логически достроить финал истории, а можно предположить, что что-нибудь пойдет не так, к добру или к худу...
но душу рвет в любом случае.

- ты думаешь, вороны боятся пугала?
- ну да, конечно.
- нет, они над ним смеются. и говорят: ребята, а этот фермер Джонс нас насмешил, он неплохой парень, не будем ему вредить.
в этом, собственно, основы философии Фрэнсиса, которой он делится с Максом, и небезуспешно.

с улыбкой узнаешь совершенно актуальные ныне утверждения:
- иногда полезно заниматься любовью для здоровья (Макс после ночки со шлюхой)
- вы что, этим детей кормите? - а что, натуральное, полезно для здоровья (семейка хиппи, подвезшая партнеров)

и забавные параллели с известными произведениями и историческими фактами:
танец-хоровод под руководством Фрэнсиса - меланхоличное феллиниевское шествие;
ответный стрип-танец Макса со сниманием рубашек - танец семи покрывал;
ну и не буду уточнять, что мне напомнил ботинок, которым Макс стучит по столу билетной кассы :)

скромные, лишние людишки с обочины.
а чувства-то - настоящие.

фильм просмотрен в рамках кинорулетки на тему: Победители Каннского кинофестиваля

также тут
.

канны, 1973, кинематограф, кинораскопки, scarecrow, кинорулетка

Previous post Next post
Up