"Победа" таки довела ситуацию до закономерного финала:
инцидент произошел на рейсе Бергамо - Москва с семейной парой с младенцем, которую "Победа" по своему обыкновению раскидала по разным концам самолета. По версии пассажиров рейса, перед взлетом младенец стал кричать, и пара пересела на свободные кресла рядом, чтобы совместными усилиями успокоить его. К ним немедленно явилась бортпроводник с требованием вернуться на прежние места и получила отказ - с которым, вероятно, согласятся большинство родителей. Конфликт продолжался весь полет, а по прилету в Москву экипаж вызвал полицию и сделал заявление о "дебоше" на борту. Обсуждение ситуации в соцсетях идёт по вполне ожидаемому кругу: защитники авиакомпании говорят, что есть правила, пассажиры сами согласились, и вообще что за жлобьё, пожалели 149 рублей.
Формально говоря, так оно и есть. К "Победе" просто не подкопаешься: они не обязаны сажать пассажиров из одного бронирования рядом, пассажиры обязаны соблюдать правила, а бортпроводник должен следить за этим.
Но пассажиры считают само собой разумеющимся, что авиакомпания по возможности стремится посадить пассажиров из одного бронирования рядом. Даже когда это невозможно на регистрации, бортпроводники охотно принимают участие в разруливании таких ситуаций на борту. Меня "Люфтганза" (в то время, на минуточку, "Сенатора") пару раз довольно настойчиво пересаживали из тщательно выбранного мной любимого места у прохода в последнем ряду в середину блока в передней части салона. Раз даже в качестве взятки насыпали пригоршню шоколада. Помню не одну такую историю в "Аэрофлоте". В общем, это считается нормальной, естественной практикой.
Но не у "Победы". Ради стимуляции оплаты пассажирами мест с осени прошлого года она принудительно закрепляет за пассажирами в одном бронировании места в разных рядах. После некоторых
пиар-усилий по сглаживанию негативного эффекта от этого решения, "Победа" закрыла возможность увидеть, какие места она вам выдала при покупке, если вы за них не заплатили. То есть о назначенных местах вы узнаёте только из посадочного талона.
Насколько я понимаю, это приводит к тому, что если два пассажира хотят сесть рядом, они должны заплатить оба.
Да, можно обвинять пассажиров в мелочности: из-за каких-то трёх сотен рублей семья, позволяющая себе в это непростое время летать аж в Бергамо, устроила скандал! А авиакомпания, которая за год заработала 37 млн чистой прибыли, не заслуживает в этой ситуации никаких упрёков, нет?
Больше всего меня удивляет, что почему-то никто из защищаюх права прибыльного низкобюджетного перевозчика не обращает внимания на то, что авиакомпания нигде не обозначила (даже сейчас) свою привычку рассаживать пассажиров из одного бронирования. Удивляет потому, что именно такое решение было самым выгодным для неё, её персонала и её клиентов.
Если бы "Победа" заранее объявила о своём нетрадиционном подходе к назначению мест, то гораздо больше пассажиров либо заплатили бы во избежании проблем на борту, либо были лишены всяких оснований для возмущения. То есть доходы компании скорее всего выросли бы, а вот вероятность скандалов резко снизилась бы. Думаю, это обрадовало бы и пассажиров, и бортпроводников - вряд ли подобные истории доставляют им удовольствие.
Однако российским менеджерам, кажется, настолько доставляет удовольствие выглядеть "жёстким" и "крутыми", что они бессознательно (или сознательно) стремятся любую ситуацию с подчинёнными и клиентами доводить до конфликта. Даже когда более мягкий вариант может быть более выгодным. "Я сказал!", конечно, аргумент более эффектный, чем поиски каки-то там "стратегий win-win".
Я не против того, чтобы "Победа" была жадной. Хочет - так пусть будет! Но не надо мешать быть жадным и пассажирам.