Оскоромился: опробовал "Сапсан" и "Гранд-Экспресс".
Бизнес-класс "Сапсана" отличается только сервисом, как я понял. Правда, за счёт увеличенной по сравнению с ICE ширине вагонов "наша"
компоновка 2+2 не уступает по простору немецкой 2+1, но физических различий с экономом у "Сапсана" нет. Ну разве что за счёт дороговизны пассажиров меньше, чем в экономе. Кормят приемлемо, есть выбор блюд, плюс алкоголь. на выбор -- четвертушка вина либо 2х50 крепкого. Как и в авиакомпаниях. в РЖД никак не могут понять, что белое вино надо охлаждать.
Удивил туалет -- я уже года два не ездил на ICE, и помню смутно, но там явно раковина побольше. Вообще ощущение, что часть оборудования "Сапсанов" делали у нас. Например, аудиосистема, на которой с огромным трудом переключаются каналы. Мне никак не удавалось попасть... да оно и не особо надо. Четыре канала, фактически два. Звук к фильмам включается отдельной кнопкой. На экранах шли "Любовь и голуби" -- не худший выбор, пожалуй. чтобы смотреть одним глазом.
"Гранд-Экспресс" теперь не такой уж и гранд. Если раньше с "
первого класса" всё только начиналось, теперь слоган врёт -- там появились несколько простых четырёхместных купе. Причём их не хватает -- к нашему поезду помимо фирменных жёлто-красных вагонов был прицеплен ещё один купейный из "Николаевского экспресса". Правда, с другого конца был прицеплен ещё и салон с гордой надписью "Число мест 5". Но в целом тенденция понятна: спрос на премиум-сервис совсем не тот, что планировалось.
Я редко езжу поездом, ещё реже -- ночью. В СВ, впрочем, не ездил никогда, а первый класс "Гранд-Экспресса" -- это именно СВ. Хотя и улучшенное. Мягкие спинки диванов, подсветка и большие полки над диванами заметно и положительно сказываются на комфорте. А то, что в вагоне всего 18 пассажиров, решает вопрос с очередями в туалет. Но в остальном РЖД есть РЖД. В комплект "бизнес-класса" входит вечерняя шоколадка, и "горячий завтрак". завтрак состоит из гретого бутерброда (сыр или ветчина) и чая или кофе. Чай в стакане с подстаканником, кофе -- в чашке без блюдца. Что сильно снижает ощущение премиальности.
Ещё могут что-то принести из ресторана с маловменяемыми ценами -- особенно на алкоголь. Из приемлемого по цене -- коричневыая жидкость под названием "коньяк" за 140 рублей. Цены на виски в 300 или 400 рублей за 50 мл устанавливали, видимо, борцы за трезвость.
В общем, понятие о качественном сервисе у наших компаний никак не восстановится. "Аэрофлот" при всех его недостатках мождет служить образцом в понимании того. что такое премиум-сервис (я имею в виду бизнес-класс). С технической точки зрения поезда в общем улучшились -- я помню ЭР-200 ещё в советском исполнении, и более поздние версии, и "Сапсан", конечно, намного лучше. Но ощущение шика, которое умеют создать в Европе, у нас искать бесполезно.