Великий четверг и живопись на религиозную тему

Apr 12, 2012 10:57

С Великим четвергом связано множество народных традиций. Большинство обрядов по своей сути восходят к дохристианским ритуалам начала нового годового цикла. Многие из них нацелены на очищение - наряду с душой перед Пасхой было необходимо очистить тело и окружающее пространство. Некоторые обряды были связаны с добыванием нового, молодого, «живого» огня взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд - его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу, и особо приготовленной соли.
Вики


Н.К. Пимоненко, Великий четверг
Многократно тиражировалось на дореволюционных открытках



Тот же сюжет у К.К.Костанди



И уже не в четверговую тему, а так, про религию и живопись

В.Баруздина. Монахиня.



Нестеров. Соловки.



Очень теплая картина. Дм.Билюкин. Старинные вещи северной деревни.



А вот эти две картины мне почему-то напомнили Катаева, "Белеет парус одинокий". У меня в детстве была эта огромная, тяжелая книга, в темно-синей обложке:
Утомительно трезвонили колокола, среди взбитых облаков летело свежее солнце. Тетя в белом кружевном платье резала ветчину, отогнув кожу окорока, толстую и круглую, как револьверная кобура.
Сахарные барашки стояли на куличах. Розовый Христос летел, как балерина, на проволочке, подняв бумажную хоругвь. Вокруг зеленой кресс-салатной горки лежали разноцветные крашенки, до глянца натертые коровьим маслом, выпукло отражая вымытые окна.
Кудрявые гиацинты в вазонах, обернутых розовой гофрированной бумагой, исходили удушающе-сладким и вместе c тем смертным, погребальным своим ароматом, таким густым, что казалось: это он курился сиреневыми волокнами  в солнечных лучах над пасхальным столом.

Станислав Жуковский. Пасхальный натюрморт. 1915.



Александр Маковский. Пасхальный стол. 1915-1916.



я дохуя культурный, север

Previous post Next post
Up