Не корысти ради, а улучшения выдач в поисковике для, а также для демонстрации степени горечи куска хлеба библиотечного,
спешу пожаловаться на тяготы судьбы, настигшие меня в октябре и ещё далеко не исчерпавшиеся.
Досталась в работу дивная подборка книг и брошюр из раздела "Художественная самодеятельность". Задача: пролистнуть, сориентироваться, вбить описание в электронный каталог. Обычная работа каталогизатора. Работа обычная, а вот сами книги...
"План проведения областной олимпиады художественной самодеятельности колхозов, совхозов и МТС Ивановской пром. области" (1935) и всякое такое прочее общим числом 139 инвентарных единиц. Удавиться? Открыть коньяк? Работать с закрытыми глазами? Нет, это не вариант для мыслящего существа.
Да, приходится листать литературу о методах индоктринации колхозников и пионеров, написанную всегда одними и теми же словами, потому что тексты составлены по типовым инструкциям из ОблОНО. Но нашлась и утешительная фишечка, одна штука, зато жирная.
Рассказываю. Если сегодня вы зайдёте в матерь знаний человеческих википедию в статью
"Ролевики", то там вас дезинформируют фразой "Ролевые игры живого действия появились в развитых странах независимо в конце 1980-х - начале 1990-х годов".
Так вот, ничего подобного. Ролевые игры в СССР очень даже процветали во второй половине 1920-х.
"Инсценировки", вот как тогда назывались ролевые игры, но иногда их называли и более определённо: "массовые театрализованные игры". Организация мероприятий проходила по профсоюзной линии, играть гнали вполне взрослых членов профсоюза. Никаким общественным движением и субкультурой игры тогда не стали, потому что возникли и сдохли как инструмент Агитпропа, оставив по себе малоблагодарную память (и недомиф в виде "Тимура и его команды" - центральную тупиковую ветвь эволюции ролевых игр в советском обществе). Тем не менее, игнорировать весь этот социалистический тимбилдинг было бы неправильно: то там, то сям публиковались отчёты о проведённых играх, их краткие сценарии, хроникальные фотографии, общеметодические рассуждения и рекомендации.
Разумеется, в нынешних диссертациях об этом не пишут (википедия сослалась на диссертацию Д.Б.Писаревской 2009, но есть и диссертации, например, Е. А. Медведева 2004 и Д. В. Орлова 2009). Историков и социологов не виню, потому что вину следует возложить на библиотекарей. Это же именно мы, заразы снобские, избегаем определённости в формулировке темы рекаталогизируемой книги, когда речь идёт о какой-нибудь художественной самодеятельности советских времён. С другой стороны, поскольку "инсценировками" всегда назывались и собственно инсценировки художественной прозы (и поэзии), трудно заметить среди многочисленных "инсценировок" 1920-х сценарии и методические разработки городских ролевых игр.
Так что если лично вы пишете исследование по истории ролевых игр в России, то не проходите мимо коллективной монографии Методического сектора Общества Строителей Международного Красного стадиона, опубликованной под названием "Массовое действо" (Москва, 1929). Сто пятьдесят восемь страниц ценнейшей информации, подробно описана игра "Всемирный Октябрь": пролетарии всех стран знакомятся друг с другом, сплачиваются в интернационал, и если индейцы сумеют ловко проползти мимо бдительных наймитов капитала, то... Цифры не запомнила, но в отчёте речь шла то ли о ста, то ли о ста пятидесяти, то ли о трёхстах тысячах участников игры. Да, тысячах. Потому и не запомнила, что цифра какая-то несусветная, а индейцы, может быть, до сих пор ползут. Мне в этой книге понравилась рекомендация не вмешиваться в ход игры, если участники отклонились от сценария. Тешу себя надеждой, что индейцы сняли пару скальпов.