Прорва (Россия-Франция-Германия, 1992, реж. и соавтор сценария Иван Дыховичный)

Aug 19, 2019 17:56





Чтоб два раза не вставать, начну с квазимемуара про моего отца.
Витька Комиссаров (1945 г.р.) был, что называется, настоящий ленинградец. То есть воспитывался в окружении старых дев, подруг его матери, тоже коренных горожанок с медалями "За оборону Ленинграда". Я 1973 г.р., прабабушка умерла в дек. 1973, бабушка в 1976, её младшая сестра в 1981 и мой отец тоже в 1981, на этом Комиссаровы закончились, я последняя.
Ввиду стремительного падежа ленинградской родни того воспитания лично мне получить не довелось. И только понаслышке знаю, что а) за пределами специально отведённых мест нельзя ничего пить, есть, жевать, пережёвывать, надкусывать, облизывать, это дико вульгарно и унижает жрущего в глазах всех прохожих; б) также нельзя на улице разговаривать на личные темы, и вообще ни на какие темы; в) повышать голос - непростительный моветон, с таким человеком не следует поддерживать знакомство.
Легко догадаться, современные фастфуд, мобильная связь и соревновательный задор с точки зрения той Культуры - варварство. Купил стаканчик "кофе с собой"? Считай, убил в себе культурного человека.
В память об отце блюду святость пункта "а". Выгуливавшие меня кавалеры недоумевали, почему так ломаюсь при банальной попытке скормить даме мороженое или плюшку с уличного лотка.
Женился Витька на подмосковной пэтэушнице, в чём можно усмотреть революционное пренебрежение пунктом "в". Соседка из квартиры над нами, устав каждый вечер слушать через радиатор отопления женские вопли, как-то спросила:
- Валя, ты чего вчера кричала?
- Так на Комиссарова же.
- А он где в это время был?
- Сидел и молча слушал.
Какая жалость, что по малолетству не могла оценить те реалити-шоу.
После смерти отца мама получила несколько предложений. Отказала всем: с Витькой не мог сравниться никто, ибо лучшее враг хорошего.

На этой методологической базе и строится моё впечатление о "Прорве" И. Дыховичного. Героиня идеально стилизована под Марлен Дитрих, со стопроцентным попаданием в образ.





Марлен эталон или не эталон? Леди или тётка базарная? Она позволила бы себе в статусе замужней женщины в присутствии незнакомого молокососа принимать комплименты от старого приятеля? орать на любовника у вокзала?




Банально не въезжаю, авторы всерьёз или издеваются. Героиня копирует медийный образ Марлен, но тут же фонтанирует поступками и манерами парвеню низкого пошиба.
Мне бы подбочениться и обличить в сценаристах Дыховичном и Кожушаной неумеек, которые не понимали, что творят. Но фиг они не понимали. То есть, видимо, диссонанс формы и содержания следует отнести не к мере авторской компетентности, а к личности героини. Каковая по самоощущению - осколок окопавшегося среди вишнёвых садов русского дворянства, а по факту - образованщина, имитирующая тоску о вишнёвых садах. То есть, один-в-один я сама. Мда. Гхм.
И, собственно, это тупик моих рефлексий над "Прорвой". Вот если б хотя бы понять, ВСЕ ЛИ персонажи "Прорвы" осколки вишнёвого дворянства. Но нет, не считываю из кинотекста достаточных подробностей. Вроде, все как один осколки, кроме, наверное, мужа героини.





А вокзальный носильщик? Он осколок? В Москве метро строят, так где его отбойный молоток, с чего такой элитный самец при вокзале за копейки трётся? Явно анкета подпорчена и на режимный объект не возьмут. В общем, не имею мнения об этом карнавале падших элитариев.

1990-1999, мемуар семейный, российское кино

Previous post Next post
Up