[Необязательное вступление]Прочла в френдленте: "Семейка Аддамс" пошла на очередной виток перезапуска - в виде мультсериала. Предъявлен трейлер. Мне резко не понравилась предложенная авторами анти-КристинаРиччи, так что, скорее всего, личный интерес к новому зрелищу на этом исчерпан.
Зато вспомнилась классическая мини-лекция госпожи доктора Пиндер-Шлёсс о стадиях принятия неизбежного. Во утешение Гомесу Аддамсу госпожа Пиндер-Шлёсс сократила логическую цепочку до гениально простого тезиса "ненавидишь, значит, обожаешь". Полностью разделяю её энтузиазм и солидаризуюсь с самим ходом мысли. Так и проще, и понятней, и практически легко применимо: не важно, знак плюс ставишь или знак минус, важна только сама эмоциональная вовлечённость и прилагаемые к ней адреналиновые бонусы. А вы говорите, зачем смотреть плохие фильмы и злиться на них. Вот для этого и нужно! чтоб взбодриться эмоциональной вовлечённостью, хотя бы и негативной. Я вам так скажу: госпожа доктор Пиндер-Шлёсс великая была женщина, зря они её закопали.
Но всё-таки стадий принятия неизбежного не меньше пяти, они растиражированы в наших интернетах и грех не воспользоваться. - Отрицание - Гнев - Торг - Депрессия - Принятие
Вот эти-то стадии отлично описывают все эволюции кино про зомбей. Тут главное найти правильную точку опоры. Продолжаю укрепляться в мысли, что зомби-жанр вовсе не сублимация неврозов общества потребления, как это принято считать. Думаю, это всё-таки сублимация демографического невроза, т.е. агрессии к двум старшим поколениям, которые не дают совершеннолетнему Ивану-царевичу усесться на трон даже после квеста с Василисой. Годы идут, а седеющий Иван всё ещё младшенький в семье. Словом, увеличение среднего по популяции срока жизни в какой-то момент дало в ощущениях картину всеобщей, подавляющей дряхлости. Это картина невиданная, не осмысленная и не прочувствованная в опыте поколений. До нас никто и никогда не видел такого количества морщинистых, немощных людей вокруг себя. Грубо говоря, нынешнее поколение 60+ исторически стало первым, кого в молодые годы этот визуальный ужас по башке ударил. А дальше становилось только страшнее - у нас же нет культуры красивой, независимой, самодостаточной старости, ей неоткуда было взяться. Соответственно, динамика зомби-жанра это реакция на демографическую динамику. Коллективный разум быстро преодолел стадию "отрицания" и двинулся дальше. Вы заметили, что маленькие локальные зомби-эпидемии в сюжетике кино со времён классического фильма Ромеро не особо продвинулись? Думаю, это оно и есть. "Отрицать" в данном случае означает выстраивать полноценный, внутренне непротиворечивый сюжет о преодолении и победе с полностью просматриваемыми стратегией и тактикой конкретного протагониста, попутно доказывая случайный и временный характер проблемы. Конечно, долго в таком режиме ни один зомболог и зомбовед не продержался бы. Поэтому через эпическую, планетарных масштабов зомби-апокалиптику кинематограф отработал стадию "гнева", сформировав из зомбей образ универсального врага. Раньше расцвет зомби-апокалиптики сдерживался только бюджетами и технологиями, а теперь уже практически ничем. Стадия "торга" тоже активна, о ней говорит расцвет зомбеди (чёрных комедий о зомби). Увы, дальше по методичке "депрессия". Подозреваю, это будут мейнстримные зомби-драмы с "Оскарами" наперевес и смерть жанра как живого организма. Помните зомби-мелодраму о Ромео и Джульетте "Тепло наших тел" (2013)? Как ни взгляни, весьма милый фильм, но какой же он дистиллированный... Зато результат - "принятие", когда люди 60+ перестанут восприниматься как скрытая угроза и растрата ресурсов. Замечу, зомби-жанр не единственный способ формирования нового коллективного опыта. Скажем, будки самоубийств в "Футураме" - сюжет с ними ведь тоже не просто так открывает культовый сериал.