Психокинез / Psychokinesis (Южная Корея, 2018)

Apr 06, 2019 22:41

Пустяк вопрос снести расселённый микрорайон, даже если горстка изгнанных арендаторов соорудила там баррикаду. Но дело несколько осложняется, когда на сторону протестующих встаёт настоящий волшебный супергерой Шим Сок-Хен, способный расшвыривать пасами рук десятки мужиков в амуниции.
На скриншоте Сок-Хен взмахом руки расшвыривает полицейский спецназ.




Никто в здравом уме не заявит, что при съёмках ни одно полицейское не пострадало, потому что бунтовщики вовсю швырялись коктейлями Молотова.


_


Так впаривают ли нам очередную битву эльфов за Хельмову Падь? Сумбурный южнокорейский микромайдан с парнями в белых касках против парней без касок генерирует во внимательном зрителе столько вопросов, что имеет смысл скоординировать усилия по поиску ответов.




Казалось бы, "Психокинез" кино слабенькое, ремесленническое, на троечку, совершенно без претензий на художественную значимость. Именно такое впечатление остаётся от визуальной составляющей. Мол, все деньги у авторов на компьютерные спецэффекты ушли, а кого нынче такой фигнёй удивишь.
Но если зрителя хоть сколько-нибудь цепляют транслируемые через фильм идеи, то это благодаря именно визуалу, в котором нарочитая скудость образной системы неожиданно обретает динамику.

В определённом смысле, это фильм-ловушка. Начинается в духе историй о пришествии духа предка в ответ на молитвы о заступничестве. Потусторонний псевдоотец, некий демон, пожелал примерить человеческую судьбу и явился на зов взрослой дочери-сироты. Ему непонятны людские заботы, он наивно пытается отвлечь мелкую буржуазию от классовых боёв какими-то дурацкими фокусами-чудесами-левитациями и не умеет заговорить с дочерью так, чтоб она не окрысилась в ответ. Сблизиться по-семейному им, вероятно, поможет совместная оборона семейного бизнеса, на который покусилась большая злая корпорация.




И в целом всё выглядит как гимн достойной бедности стагнирующих малоэтажных городских окраин, обитатели которых отказываются от денежных потоков в пользу семейных ценностей и привычного образа жизни.




Камера берёт общие планы не выше первых-вторых этажей, и вы не замечаете подвоха. Упрямые арендаторы со своим копеечным малым бизнесом костьми ложатся на пути экономического прогресса, увеличения числа рабочих мест, инвестиций в инфраструктуру и в создание комфортабельной городской среды. Бывших жильцов расселённых домов мы так и не увидим, поэтому у персонажей фильма невольно возникает бэкграунд кучки куркулей, думающих только о своих торговых точках и плюющих на поступь прогресса.




Вот дополнительный (осветлённый) скриншот с жалкими домишками разрушаемого квартала на фоне высоток.




Но что это?! То ли оператор к концу фильма раскрепостился, то ли корпорация выкупила у собственников не окраины и не в малоэтажной застройке. Мы видим, что сносу-то подлежали пяти-семиэтажные строения. На первых этажах, стало быть, малый бизнес, а сверху по нескольку этажей потребителей. Очень даже работающая схема. Зачем вообще уничтожать такие кварталы?







Юридическую правоту своих гонителей арендаторы оспаривают справедливо, из-за явно сомнительной экономической целесообразности действий по реновации вполне живого, работающего социального механизма. Речь идёт о конкуренции вокруг потока китайских туристов, где арендаторы готовы сами предоставить китайцам все их сервисы, а городской казне все её налоги, но на лакомые финансовые потоки позарились люди побогаче.

Здесь-то и кроется самое интересное. Не пожалев сил на дрессуру и костюмирование массовки, авторы создали выразительную инфографику социодемографического процесса.
Вот сходка арендаторов, настаивающих на неправомерности расторжения договоров аренды. Явка стопроцентная. В основном, собрались люди возраста 40+, 50+ и 60+, в числе активистов женщины.


_


Сопоставим группу арендаторов-активистов с объёмом и качеством трудового ресурса фирмы по сносу зданий. Мда, ясно, что арендаторов вынесут, как котят.


_


Вмешательство супергероя не решило конфликт, а перевело на новый уровень.
Для демонстрации объёма полицейской поддержки потребовался пролёт камеры. На скриншоте всего лишь начало колонны спецназа.




Интересно, какой у вас ментальный резонанс с этими кадрами.
Мой вариант: в кадре с малочисленными арендаторами - большинство. В устрашающих кадрах с атакующими бесчисленными бугаями - меньшинство. Молодые, здоровые мужчины, - не может же их быть так много, чтоб задавить живой массой всех остальных сограждан, включая мужчин постарше и женщин всех возрастов.
То есть, репрессивный ресурс уже почти исчерпан, на самом деле. В фильме, что логично, поднимается вопрос о взаимной перевербовке и распропагандировании.

А теперь наша любимая тема. По данным всех статистик, в экономических кризисах 2000-х-2010-х некая группа населения по всему миру сумела улучшить личное благосостояние, в то время как абсолютно все остальные группы населения были вынуждены снизить свой уровень потребления. Дантисты?! гаишники?! Нет, мы не так наивны, мы читали отчёты гламурной прессы и помним, что это миллиардеры. Они не ходят колоннами и не бегают толпами с битами наперевес, поэтому визуализируют их какой-нибудь одной персоной, представляющей лицо большого-пребольшого бизнеса.




Вроде, пока ещё всё по-прежнему, система по перераспределению благ вверх по вертикали работает без сбоев. Но в чисто демографическом смысле что-то изменилось. Как минимум, протестная активность ощутимо сместилась по возрастной и гендерной шкале.

Возможно, "Психокинезы" юдоли сей робко, пока ещё полунамёками и с книксенами через приседания, но уже вполне настойчиво рассказывают, что у пирамид власти стало что-то сильно не так с центрами тяжести. В данном случае, вершина пирамиды пытается разломать свою середину, вдавив её в основание. В итоге [КАК БЫ СПОЙЛЕР]сама вершина рушится на основание, а выдавленная середина счастливо живёт без привычного пресса сверху и снизу. Любопытный финал для фильма о классовых боях.

Правда, непонятно, зачем про это снимать полнометражный художественный фильм, если можно самовыразиться двумя-тремя абзацами со столбиком цифр. Кхм. Странно. Похоже, что-то меняется не только в пирамидах власти.

2010-2019, корейское кино, тренды кино, супергерои, фантастика

Previous post Next post
Up