Хоррор, но вообще-то комедия

Aug 02, 2018 21:25

"Весна" Григория Александрова (1947), что называется, культовая комедия. Впервые за много лет пересмотрела. Ох, думаю, слишком пугающее во всех смыслах зрелище, чтоб тянуло веселиться. Этакий концентрат бравурных имитаций живой реальности, причём за каждой очередной имитацией, как правило, вообще ничего нет либо есть нечто прямо противоположное.

Имитация научно-исследовательского труда. С риском для жизни героическая женщина-учёная достигает великолепного результата, который никому не нужен, потому что прототипы солнечных батарей описал один талантливый армянин в Италии ещё до первой мировой войны, а сами солнечные батареи изобретут в 1950-х тоже другие люди и тоже в другом государстве.





Имитация общественно-полезной деятельности. Куда и зачем маршируют в одинаковых платьях радостные дуры (зачёркнуто) нравственно здоровые пролетарки, никто так и не объяснил. Они просто каждый день туда-сюда маршируют, надо полагать. Женщины в одной колонне, мужчины в другой колонне. Дрожу при мысли, что говорят об этом теоретики либидо.




Имитация счастливого поэта Владимира Маяковского. Ну да, вживую-то он так не радовался.




Имитация успешного балета. Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина рыдают от зависти в сторонке.




Имитация потребительского рая. Номенклатурный синий чулок осыпана презентационными образцами шляпок из Дома моделей, но эти образцы не пригодились бы даже домработнице. Разве что людей смешить. За кадром слышны раскаты зловещего хохота.




Имитация социальной защиты. Скорая помощь приехала ко Льву Маргаритовичу, когда бедолаге при менее удачном стечении обстоятельств уже потребовался бы катафалк и табличка "ещё один сгорел на работе".




Имитация гламура. Сексапил номер пять, если правильно запомнила. Там ещё в кадре было всё целиком вечернее платье, предназначенное для сногсшибательного явления советской женщины-учёной пред очами иностранной делегации, но у меня руки затряслись от страха и скриншот не удался. Неловко напоминать культурным людям, но свой New Look мсье Диор продвинул в массы именно в 1947 году (французская википедия считает, что произошло это 12 февраля).





Имитация горячего предложения на брачном рынке. Тётенька, да ты перестарок.




Конечно, самая жирная тема для критического анализа - какая из двух героинь живая женщина, а какая её зловещий доппельгангер. В принципе, в зависимости от расстановки ценностных акцентов, доппельгангером может оказаться любая. А то и обе две сразу! тогда совсем страшно, потому что аж две либидозно спроектированные паразитические сущности активных старых дев напрочь вытеснили из жизни оставшийся неизвестным бледный оригинал.





[UPD из комментариев]: Как можно догадаться, задача авторов - этим всем нас отвлечь и переключить регистры невротизации с сюжетики на эстетику.
Потому что сама сюжетная ситуация в "Весне" реально стрёмная. Некий гладкощёкий журналист без орденских планок (то есть, не почтенный фронтовик), настырно преследует носительницу оборонно значимой государственной тайны. Она незамужняя, значит уязвима. Кто он такой? Он хоть раз предъявил удостоверение? Хоть кто-то перезвонил в редакцию с вопросом, действительно ли прислан корреспондент? А он уже в лаборатории, шарит глазами по письменному столу, куда-то звонит из таксофона и диктует шифровки... Но всё такое эфемерное, такое ненастоящее, чего никто вживую не видел. Так может и шпионы всего лишь функция головного мозга, а не повод настрочить очередной донос куда следует?
Имею в виду, нам из 2010-х трудно просчитать, не оказывало ли подобное кино умиротворяющее воздействие конкретно на шизофреников и параноиков.

советская правда, двойники, 1940-1949, советское кино, комедии

Previous post Next post
Up