Серп и молот (Россия, 1994, реж. и соавтор сценария Сергей Ливнев)

Jul 20, 2018 11:21





Неисповедимы пути транссексуала в довоенном сталинском СССР, застывшем в 1936 году, сколько бы времени ни длились человеческие жизни. Была молодуха Евдокия, стал стахановец-метростроевец Евдоким. Сделал наш Евдоким карьеру семимильными шагами аж до Кремля по профсоюзной линии. Получился из нового человека фасад, вывеска и знаменосец тоталитарной утопии, а что из этого вышло - нипочём не угадать, даже если знать все спойлеры.





Вот так "Серп и молот" и смотрела в первый раз - как кино про транссексуала. Поддельная мужественность, попранная женственность, эвона чего проклятые коммуняки с колхозными людями сотворяли (бы), благо наука на месте не стоит.
На этом мемуарную часть можно закончить, потому что она такая же ни о чём, как и мой тогдашний лепет по итогам увиденного.





Что-то цепляло, тянуло вернуться. Но уж точно не пикантные аспекты фабулы. Если настраивать себя на историю, может ли женщина так вжиться в мужское тело, что никто вокруг не углядит ничего "бабьего", то фильм смотреть незачем. Вот вам, добрые люди, сразу СПОЙЛЕР: Евдоким оказался парень хоть куда, мужчинское в нём бурлило, никаких подделок.





Малонаселённая, совсем не масштабная псевдоисторическая драма о советских карьеристах выстроена как зеркальная комната мифов советского официоза, которые отражаются один в другом и перетекают друг в друга так, чтобы сперва являться в сиянии величия, а потом оборачиваться тёмной стороной. Ах, какая там скульптор Вера Мухина, великая женщина-миф, - пэрсик, а не женщина! вся мудрость тысячелетий в чертах её антично-спокойного лица. Физиогномика кастинга воистину виртуозна.





Хотя нерв фильма не в этом. На одной только критике тоталитарных мифов и хиханьках про смену пола хороший фильм не сделаешь, максимум однодневку. То ли дело перепрошивка мужского самосознания, включение туда женского жизненного опыта. Который, как оказалось, тестостерону не помеха. Как, впрочем, и не помощник.





Самое интересное, конечно, как долго проживут пресловутые мифы. Скажем, тему с Николаем Островским я восприняла слёту и на ура, а вот про Долорес Ибаррури пришлось читать в википедии, но ясности это не прибавило. Видимо, сорокапятилетние, как я сейчас, уже не в теме насчёт пламенной Долорес.

1990-1999, российское кино, историческое кино, фантастика

Previous post Next post
Up