Доктор Холмс

Nov 25, 2017 17:15

Посадил дед репку. Репка не выросла.
Позвал Жучку. Жучка спит.
Пришла мышка. Вытолкал взашей.
Бабка не пришла, и слава богу.
Всё как у людей.

Это была присказка. Тону в мире театральной библиографии. Первые три тысячи фамилий ещё ничего, но следующие три тысячи нелегко дались. Ещё тысяча и сдохну. А вы знаете, что общедоступного списка драматургов вообще не существует? Вот я тоже не знала. На самом деле, никакого списка не существует.

Вопрос-тест на эрудицию: какое произведение для сценического исполнения стало мегахитом советской сцены? Правильный ответ: [Spoiler (click to open)]поэтическое представление "Антимиры" Андрея Вознесенского, 1966 год. Невероятный ажиотаж. Такого успеха не было больше никогда и ни у кого. Правда, так и не поняла, почему.

Тем временем, ситуация Доктор Кто vs. Шерлок Холмс накалилась до предела.
А дело было так. Заметила в комментах у murzillo, как кто-то хвалит один из эпизодов классического "Доктора Кто". Название у эпизода зачётное - "Разум зла", отчего бы и не поинтересоваться.
Поинтересовалась. Русофильская серия про почтенного Фенрика и его вампиров в стиле Жана Роллена (1989) всё равно осталась моей любимой из виденных, но "Разум зла" (это 8-й сезон, эпизод 56, год 1971) тоже неплох. Ну, если не считать съёмку по детскому рейтингу сюжета о молодой женщине в захваченной уголовниками тюрьме. По мега-ультра-детскому рейтингу. Супер-мега-ультра.

Эпизод в целом, видимо, что-то вроде отдалённого эха Карабского кризиса и весь целиком посвящён организационным трудностям взрыва ракет во время мирных конференций с целью развязывания третьей мировой войны. Путём использования загипнотизированных и чипированных китайских офицеров женского пола. И иногда китайских праздничных драконов из папье-маше. Не мне вам объяснять, как опасен дракон из папье-маше. Он же весь узорами разрисован! Увидишь - тут же окочуришься, ясное дело, а там и третья мировая. Да, как-то так. Не вмешайся в процесс лоботомированный уголовник, это могло закончиться чем угодно. Люди, берегите уголовников, они ценные.

Может показаться, вам предложен репортаж из дурдома. Но знатоки сериала "Доктор Кто" сейчас ничему не удивились. А главное, мешанина сценарных фантазий сцементирована каркасом образной системы. Карты на стол: Доктор Кто - как бы Шерлок Холмс, его спутница мисс Джо Грант - как бы миссис Хадсон, бригадир Летбридж-Стюарт - модернизированная версия Ватсона, вечный антагонист инопланетянин Мастер - как бы Мориарти. Эффект зрелища в том, как взаимодействуют маски-функции персонажей. Например, Доктор Кто в первых сценах похож на ворчливого дедульку-сталиниста, норовящего учить морали взрослых людей. Но постепенно шерлокхолмсовское начало берёт в Докторе верх и на первый план выходит потребность быть учёным экспертом, способным увидеть красоту и смысл в предмете исследования, даже если этот предмет - само концентрированное зло.

Разумеется, зависла в раздумьях, что в данном случае содержание, а что форма. Может ли холмсиана стать содержанием для научной фантастики? Или она для неё подходящая форма? Как именно здесь работает священный принцип "вылез из кузова - назовись груздем"?
Конечно, холмсиана это форма!
Теперь понятно, что происходит в британском сериале "Шерлок". Там прямо сейчас из холмс-формы рвётся наружу докторкто-содержание, как Чужой из Рипли, отчего и зашкаливает градус безумия. Особенно Мориарти на Мастера похож - зациклился на своём Докторе-Холмсе и орудует в планетарных масштабах.

терроризм в кино, Шерлок Холмс, Доктор Кто, 1970-1979, британия рулит, фантастика

Previous post Next post
Up