Врата / The Gates (Канада-США, 1986, реж. Тибор Такач)

Jul 31, 2017 22:20

Стивен Дорфф, звезда легендарного среди меня "Безумного Сесила Б." Джона Уотерса (2000, трагикомедия о вооружённом восстании на всю голову упоротых кинематографистов-альтернативщиков против голливудской студийной системы), в 1986 году выглядел тринадцатилетним пухляшом с короткой шеей. Очень милое дитя, короче.





Тогда-то ему и довелось сыграть главную роль в фильме о мальчике, которого Тьма избрала своим принцем, любезно послав знаки и провозвестья. Не въехав в суть провозвестий, - да и кто бы въехал?! как знать, что в голове у этой Тьмы! - ребёнок весь фильм честно вёл позиционную войну с забавными, но ужасно вредными гоблинами размером с суслика каждый, повылезавшими из ямки во дворе.

[Под спойлером внешний вид адских пришельцев]



Гоблины чуяли, что клиент попался пугливый, но отступить не могли, ведь договор был надлежаще подписан кровью. Так что, после ряда акробатических упражнений с хождением покойников сквозь стены, Апокалипсис развернул перед своим принцем все перспективы грядущего величия.

Подростковый хоррор "Врата" практически идеально воплотил ту самую аутентичность 1980-х, воспроизведение которой с такой жадностью искали в недавно нашумевшем сериале "Stranger Things". Тут всякое лыко в языческую строку, - и бытовое лавкрафтианство, и обмен культурными месседжами через обложки грампластинок рок-групп, и уж тем более использование Библии положительными персонажами в качестве пособия для спасительного оккультистского ритуала (вместо предписанных в таких случаях усердных молитв).

Но почему, почему, почему, почему Тибор Такач отказался от концептуализации собственных прозрачнейших намёков, сделанных в первых эпизодах? Может, роман Кинга "Кладбище домашних животных" виноват, не знаю. Но вряд ли. У Кинга зловещее индейское кладбище расположено далеко за чертой посёлка, служа как бы альтернативным контекстом налаженного бытия. У Такача угасающее "старое" выглядывает прямо из-под "нового", новостройки жёстко вмонтированы в старинный обжитой ландшафт.




Эх, поднажать бы, усилить, подчеркнуть контраст между бездушным серийным новоделом обманчивого благополучия "одноэтажной Америки" и еле теплящейся живой аурой от сгнивших досок разломанных старинных фермерских построек.
Вместо этого Такач предпочёл искать/создавать новую мифологию внутри пространства типовой односемейки. Чисто теоретически, могло сработать, - за счёт пубертатных экзистенций.





Увы, мне. Как ни старалась отыскать следы режиссёрского вдохновения, магией новой сказки ипотечный топос не наполнился. Так и осталась дразнящей выдумкой искомая нью-мифология, причём выдумкой буквально: соседский пацан ради хохмы сочинил страшилку, а она возьми да оживи.

мистика пубертата, 1980-1989, детское кино, хорроры

Previous post Next post
Up