Всё, что не убивает нас

Jul 10, 2017 19:43





Кровь на 148 км / Х-8... / H-8... (Югославия, 1958, реж. Никола Тановер)

Хроника событий, приведших к роковому обмену местами между пассажирами автобуса. При лобовом столкновении с грузовиком погибли только те, кто сидел впереди, но отнюдь не все расположились в салоне согласно купленным билетам. Кто и по каким причинам превратился в смертников, а кто чудом избежал трагической судьбы, об этом фильм.

В дикторской экспликации авторы настаивают, что их кинокартина - реконструкция реальной автокатастрофы, случившейся вечером 14 апреля 1957 года с рейсовым автобусом Загреб-Белград. В такое поверить довольно сложно, потому что некоторые персонажи выставлены в столь неприглядном свете, что, будь сценарий и впрямь документально достоверен, авторы рисковали огрести по сусалам от некоторых из выживших.

В любом случае, вполне драматичная, но не слишком-то остросюжетная история произвела двойственное впечатление, отчасти угнетающее. На первый взгляд, фильм служит своего рода пощёчиной виновнику аварии. Однако... Скрывшийся с места ДТП истинный виновник всё равно остался безымянной абстракцией "H-8...", как Смерть с косой, и в сухом остатке получаем разбор полётов, кто был достоен выжить, а кто выжил не по заслугам. Такая постановка вопроса напрягает.
Да и какой ещё результат ожидался от экранизации чего-то наподобие беллетризованного газетного очерка? Заставить оправдываться всех, чьи номера автомобилей начинаются с H-8, а заодно и всех, кто должен был сидеть на злосчастных местах?

Так что для меня остались непрояснёнными этические аспекты не событий сюжета, а самого подхода хорватских кинематографистов к своей работе. Как ни крути, медиа-спекуляция, а не кино. Если документальная достоверность, зачем и без того психологически травмированных людей мордой в сплетни окунать. Если всё выдумка, зачем многократно божиться, что чистая правда. Баланса не вижу.

суровый как бы реализм, югославское кино, 1950-1959

Previous post Next post
Up