Очень странные дела / Stranger Things (8-серийный сериал, США, 2016)
1983 год, американский провинциальный городок. Вылезая из портала, таинственный Монстр шарит в окрестностях и утаскивает к себе любого встречного. Местные жители сначала ничего не поняли, а потом предприняли меры, и у одного похищенного Монстром мальчика появился шанс на спасение. Самое толковое и, пожалуй, исчерпывающее, наблюдение в моей френдленте сделала pita4og: "Больше всего в сериале цепануло то, что пропавшего мальчика там ищут как бы три поколения. Эти сюжетные линии мне видятся совершенно разными, хотя все об одном и все мистические. Но у детишек история фантазийная, почти сказочная - такое что-то от Хоббита и Поттера, где больше любопытства и жажды открытий, чем страха. И думаю не зря авторы непосредственно с монстром сводят детей только в самом конце. У подростков Нэнси и Ко это классический фильм ужасов, с капканами, битами и визгами. А вот у взрослых было больше драмы о родительской любви и горечи потери ребенка".
Всё остальное, за что наперебой хвалят сериал "Stranger Things", ценности, на самом деле, не представляет. Потому, что любой новый сериал с ещё большим количеством цитат из детской хоррор-фантастики 1980-х, ещё большим разнообразием музыкальных фрагментов и сразу тремя-четырьмя паранормальными лысыми девочками и беззубыми мальчиками, не похожими на Барби и Кена, - он же автоматически превзойдёт.
Поэтому сосредоточусь на признаках ревизии парадигмы. Бросается в глаза, что сериал неполноценен концептуально. Меня лично угнетала непроработанность морфологии Зла. Скажем, сюжет не обыгрывает такой очевидный момент, как зеркальность проблем освоения неведомого для обитателей двух миров. В параллельном мире людям трудно дышать, но и Монстр должен задыхаться в нашем мире. humus выдвинул академическую претензию: "Небрежность - самый большой недостаток режиссеров, проявляющийся во всем, начиная от наплевательского отношения к деталям до нежелания выстраивать персонажам хотя бы минимальный бэкграунд. ...Мы за все восемь серий не узнаем об этих персонажах больше, чем нам рассказали о них в пилоте". И тут начинается самое интересное. humus прав, но прав формально. Что случилось бы, займись авторы своими обязанностями так, как положено? В ворохе подробностей утонул бы тот важный для самих авторов факт, что попсовая трактовка хорроров 1980-х, на которую опирается сюжет, безнадёжно устарела.
Ужасы 1980-х: жизнь без мобильного телефона. Сколько хрупкости в придорожной телефонной будке, какая она эфемерная, прозрачная вся! ...но работающая. Так ужасы или всё-таки позитив? - решать зрителям.
Основная составляющая концепта "Stranger Things" - уверенность всех персонажей в единичности Монстра. Тактически это естественный подход, но стратегически не эффективный. По данным кинематографа, в последний раз Зло как монстр-одиночка репрезентировалось где-то в 1960-х. В 1970-х происхождение монстра-одиночки от мамы, которая его не любила, подверглось решительному пересмотру. В недрах социокультурных процессов 1980-х подспудно формировалось ощущение, что истинными источниками напряжённости являются не личностные социопатии, а целые разломы коллективного бессознательного. Поэтому в хоррорах 1980-х монстры множились, как грибы-поганки, из любого сора, не ведая стыда и готовясь потерять свойство маргинальности, - чего и достигли в 1990-х, когда космический таракан успешно уличил человечество в необоснованности претензий на гегемонию ("Люди в чёрном").
Как и положено, подростки начала 1980-х пока ещё заворожены символикой гегемонии и агрессии. Они вышли на бой с Монстром, дрались, как звери, поражения не потерпели. Это сказалось на их личных взаимоотношениях, а повлияло ли на решение коллективной задачи - им не узнать. [Спойлер]На самом деле, повлияло, конечно, поскольку дало фору другой инициативной группе. Но подростки-то ставили целью убить Монстра, а не отвлечь на пару минут.
Американоцентричная идеология штурма и натиска себя не оправдала, КПД то нулевой, то косвенный. Не пора ли поискать другие методы курощения Зла? И эти методы либо что-то новое, либо хорошо забытое старое. Юзер gordon-lachance по обыкновению витиеват, поэтому при цитировании позволила себе вольность с пунктуацией: "В обидах и спорах побеждают идеальные честность и согласие, а сила знаний указывает искомый путь. Круто закручиваются материальная и нематериальная части сюжета, вольно оперирующего естественнонаучными законами и духовными принципами. В завершение создаётся новый виток напряжения, на котором иссякшая энергия обессилевшего тела может вернуться в ином воплощении материи". Фантасмагорическая картина, а суть всё та же: при видимой победе и самые младшие, и старшие персонажи потерпели фактическое поражение. Они сочли хорошо забытое старое (усердие в науках, самопожертвование и коллективистский дух) подходящим методом забороть единичного Монстра. Ну, забороли. Кто знает, где и когда откроется следующий портал.
Точку авторы ставят там, где в зрителе дозревает убеждённость, что Зло, казавшееся внешним, инородным, получило прописку изнутри нашей реальности и станет разъедать её методом раковой опухоли. Я ж говорю, сейчас что ни фильм, что ни сериал - всё о терроризме и перспективах его профилактики. Правда, пора бы экранным мыслителям активнее переходить от перечня слагаемых к той части уравнения, где его решение. [Спойлер]Авторы "Stranger Things" далеки от розовых соплей и дешёвого пафоса, так что иного способа, кроме лечения подобного подобным не видят. Фактически, человечество обязано жертвовать избранными детьми (например, паранормальными девочками), чтобы уберечь остальных своих детей от власти Зла.
"Про пионэров хорошее кино Бронзовая птица. Примерно то же самое, но наше интереснее" (с) radugaw